Родительская гостиная

ДВАДЦАТЬ ВЕЩЕЙ, О КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ

Автор: Дарла Клейтон 
развернуть

1. Вы не одиноки. Симптомы расстройства вашего ребенка могут быть уникальны. Но есть множество родителей, у которых жизнь с особыми детьми вызывает те же сложности и проблемы, что и у вас. Найдите этих людей. Я никогда не встречала ребенка, похожего на моего по клиническим проявлениям болезни, но вокруг каждого диагноза существует сообщество родителей, имеющих детей с такими же проблемами. Многие из них стали моими друзьями, я нашла у них поддержку и, надеюсь, смогла в свою очередь помочь другим родителям и передать добро дальше. Что я сделала, чтобы найти этих людей? Всего лишь опубликовала запись в Фейсбуке, и мне немедленно дали понять, что я не одна. 

2. Вы тоже нуждаетесь в заботе и поддержке. Вы находитесь в таком положении, что постоянно должны заботиться о своих близких. Но и вы сами нуждаетесь в заботе и поддержке. Неважно, что дает вам ощущение любви к себе: это может быть свидание, профессиональный педикюр в салоне или обращенная к друзьям с просьбой приготовить вам обед. Если есть что-то, что доставляет вам удовольствие, придает сил и приносит облегчение, вы непременно должны позволять себе такое заслуженное вознаграждение. 

3. Вы несовершенны, как и любой другой человек. И в этом нет ничего страшного. Никто не совершенен. Мы все делаем ошибки. Кто не падает, тот не поднимается! Можно казнить себя за промахи, а можно просто идти дальше. Попробуйте смотреть на все иначе, более позитивно. Вы пропустили встречу в понедельник, так как были уверены, что она будет во вторник? Может быть, это случилось не просто так, и тому была причина. Возможно, у вашего малыша был тяжелый день в школе, и ему было необходимо выспаться. А может, была другая причина. Никто не знает. Поэтому не грызите себя, забудьте об этом и живите дальше. 

4. Вы — супергерой. Да, вы не можете одним прыжком преодолеть расстояние между крышами двух небоскребов и бегать со скоростью летящей пули вы тоже не умеете. Но, тем не менее, вы определенно супергерой. Каждый день вы сталкиваетесь с ситуациями и проблемами, которые для обычных родителей просто немыслимы. Вы разминаете сведенные мышцы, помните, когда давать таблетки и когда делать инъекции, вы крепко держите бьющихся в истерике детей во время медицинских процедур. Вы часто имеете дело с детскими истериками и нервными срывами, и вам даже удается держать себя в руках. Вы верите в вашего ребенка, подбадриваете его и добиваетесь с ним значительных результатов. Несмотря на пессимизм окружающих, вы никогда не теряете надежды. Вы терапевт, медсестра, врач, друг и доверенное лицо вашего ребенка в одном лице. Вас никто не назовет обыкновенным родителем и обычным человеком. 

5. Терапия — это игра. Посетив несколько первых терапевтических сеансов своего ребенка, я была очень расстроена и разочарована тем, как мало это походило на терапию в моем понимании. С тех пор я многое узнала и поняла. Для детей терапия – это игра, и наоборот. Я хочу сказать, что самые любимые преподаватели моего ребенка ухитрялись привлечь его к сложным заданиям, от которых он обычно уклонялся всеми возможными способами, превратив каждое в увлекательную и желанную игру. И дома мы, конечно же, следовали их примеру. 

6. Игра — это терапия. Это не повторение пункта пять. Вне терапии мы стараемся занять нашего сына такой деятельностью, которая бы продолжала терапевтическое воздействие. Одно время он играл в хоккей, теперь же занимается легкой атлетикой, когда-то он учился стрелять из лука, а теперь ходит на плавание. Все это – виды терапии. Они приносят ему радость, делают здоровее, сильнее и счастливее. Вперед, от победы к победе! 

7. Найдите время, чтобы расслабиться и подурачиться со своими детьми. Мы, родители-супергерои, как правило, ужасно заняты и наша жизнь проходит по строгому расписанию. Все пункты этого расписания очень важны. Однако не менее важно найти время на то, чтобы просто поиграть, посмеяться, расслабиться со своими детьми. Почитайте им, присоединитесь к их любимым занятиям, крепко прижмите их к себе и приласкайте. Пусть ваши воспоминания будут связаны не только с их реабилитацией. 

8. Вам придется принимать тяжелые решения. Вы столкнетесь с необходимостью принимать трудные решения, которые причинят вам много боли и поставят под сомнение все ваши прежние принципы и убеждения. Помните, что вы делаете все, что в ваших силах, перечитайте пункт третий. Я сама прошла через эти мучительные моменты, их тяжесть невозможно переоценить. Обсудите ваши сомнения с понимающими людьми и поступайте так, как вам подсказывает сердце. Сделайте ваш выбор и не меняйте его, просто живите дальше. Легче сказать, чем сделать, но попробовать стоит. 

9. Ваши решения не всегда будут верными. Многие решения, которые вы вынуждены принимать, это не выбор между хорошим и плохим, правильным и неправильным: часто вы просто выбираете из двух зол меньшее. Вы делаете все, что в ваших силах, но это не значит, что ваш выбор будет верным, сколько бы бессонных ночей вы не провели в мучительных раздумьях. 

10. Простите себя. Иногда, действуя из самых лучших побуждений, вы получаете очень плохой результат. Как бы вы не казнили себя за свои ошибки, это не поможет вам исправить их, и вам не станет лучше от самоедства. Помните, что многие вопросы просто не имеют правильного ответа. 

11. Родительский труд всегда очень тяжел, но растить ребенка с особыми потребностями вдвойне сложно. Однако, награда за этот труд тоже велика. Мы становимся более чувствительными, сочувствующими, наша жизнь приобретает совсем другое качество. Любое наше усилие не остается без награды. Правда иногда она таится в глубине вашего сердца, и вам приходится искать ее там. 

12. Быть родителем особого ребенка — это похоже на марафон. Когда вы пытаетесь выиграть марафонский забег, у вас нет времени на передышку. Если вы не хотите сойти с дистанции, то пить, принимать пищу и даже справлять нужду вам придется на бегу. Но наш марафон бесконечный, мы никогда не увидим финишной ленточки, поэтому помните: наша задача — не выиграть марафон, а пройти его до конца. Тот, кто не торопится к финишу, иногда может остановиться, глотнуть воды, перекусить, забежать в туалетную кабинку и, сделав свои дела, снова вернуться на беговую дорожку. Находите такие моменты, когда вы можете побыть наедине с собой. О Боже, вам даже будет удаваться время от времени спокойно пописать! 

13. Не растворитесь в своей родительской роли. Вы стали родителем особого ребенка и теперь это часть вашей жизни и вашей личности, но только часть! Когда вся ваша жизнь полностью сосредоточена на потребностях вашего ребенка и вы не в состоянии заниматься ничем другим, то так можно потерять себя, забыв о собственных желаниях и нуждах. Не допускайте этого. Делайте то, что доставляет вам удовольствие, покупайте себе вещи, позвольте себе выпить бокал вина, придумайте для себя хобби. 

14. Сохраняйте чувство юмора. Некоторые вещи задевают меня до глубины души, у всех нас есть слабые места. Одно из них — это болезненная чувствительность к словам окружающих. Но если себя не контролировать, можно начать воспринимать каждое слово настолько остро, что вашего общества начнут избегать. Многие расхожие выражения, такие как: «Меня чуть удар не хватил» или «У меня едва не случился сердечный приступ», — приводят в замешательство родителей, чьи дети

свернуть

Боремся с истериками

Истерика – это интенсивная эмоциональная и поведенческая реакция на чрезмерную стимуляцию или «показное выступление» ребенка с целью получить желаемое. Истерики — поведение ребенка, который не может поступать так, как ему комфортно.
развернуть

Почему ребенок капризничает и что можно предпринять:

1.  Дети очень часто имеют трудности со слуховым восприятием. Они часто не понимают того, что им говорят (слышат, но не понимают значения услышанного). Непонимание речи становится причиной нежелательного поведения. В этом случае вам помогут приемы визуальной поддержки. Если вы используете картинки и карточки, фотографии, видео ребенок легче поймет, что его ждет и чего от него требуют. Систематичные занятия позволят научиться и стать успешным.

2. Проблемы с поведением могут быть вызваны недоразвитием речи. Отсутствие возможности выразить себя через речь является причиной большинства истерик. В таких случаях нужно чаще прислушиваться к тому, что хочет и куда хочет ваш ребенок, дать возможность объяснить. И выбрать (с помощью картинок).

3. Во многих случаях проблемное поведение  – это реакция на просьбу или требование, предъявляемое ребенку. Возможно, когда-то ребенок усвоил, что таким поведением, можно избежать обучения, занятий, уклониться от выполнения работы по дому и от любого общения. Решение такой проблемы может стать только согласованность: все без исключения, кто работает или просто находится с ребенком, должны добиваться выполнения просьб, предъявляемых ребенку всегда. В противном случае, истерики будут повторяться.
4. Иногда истерики начинаются, потому что ребенок перевозбужден. Это может произойти в случае чрезмерной стимуляции ребенка, или просто после длительного нахождения в насыщенной сенсорной среде. В таких случаях необходимо устранить причину перевозбуждения ребенка. Наиболее популярными техниками является выполнение интенсивных упражнений, медленное раскачивание или глубокие объятия.

5. Отсутствие интереса к происходящему. Скучающий ребенок может начать кричать, портить предметы вокруг себя. Необходимо постоянно подпитывать интерес ребенка к происходящему вокруг и к целенаправленной деятельности. Иметь при себе то, что ребенка увлечет и развлечет.

Причин непослушания много. И в каждом случае нужна своя стратегия. Необходимо подстраиваться под ребенка и применять разные техники. Постарайтесь распознать причину и реагировать соответственно. Если же истерика показная, проявите твердость. И если сказали нет ни под каким соусом не сдавайтесь! Через не хочу сделайте вместе с ребенком или руками ребенка, доведите то, чего хотели или не хотели до конца. Иначе не стоит и начинать. Будьте твердыми только там где это действительно важно. Но будьте принципиальными всегда, если сказали нет или чего-то требуете.
 

Помните: первоначальная реакция ребенка на ваш отказ или новую стратегию – ухудшение поведения и сопротивление! Еще больше паданий на пол и еще громче крики. 

 

Родители должны проявлять настойчивость. Чаще всего три-четыре дня нужно на то что бы привыкнуть к новому. Необходимо запастись терпением. Если ребенок уже привык устраивать истерики, не думайте, что перевоспитать его получится с первого раза: в течение длительного времени он будет проверять вас на прочность!

Как бороться с истерикой

1.Сохраняйте спокойствие. Оцените ситуацию. Подышите. Настройтесь. Не разговаривайте. Прекратите какое-либо общение, если истерика показная. Говорите, односложно комментируя чувства ребенка, упал, устал.

2. Не оставляйте ребенка плакать одного. Ребенок истерит не потому, что он избалованный, а потому что по-другому общаться и выражать свои эмоции он просто не умеет. Он должен чувствовать, что вы на его стороне. Будьте рядом, в поле зрения ребенка. Игнорируйте, но не злитесь.

4. Не кричите и не раздавайте подзатыльники. Ваша злость и раздражение непонятны ребенку. Наказание усугубляет истерику, ведь теперь ребенка действительно обидели.

5.  Может помочь физическая активность. Если причина слез переутомление или перевозбуждение, может сработать попрыгать, полетать, поскакать, покружить, пощекотать и тем отвлечь, дать разрядится ребенку

6. Не обращать внимание. Способ эффективный, но в некоторых случаях не работает, например на людях. Дома же можно тренировать свою выдержку сколько угодно! В общественном же месте  постарайтесь вывести ребенка из людного помещения как можно быстрее. Минимум слов.

7. За истерику ребенка можно и наказать. Но наказание должно быть моральным и НЕМЕДЛЕННЫМ: можно поставить ребенка в угол или забрать игрушку, которую он ломает. Четко объявив нельзя, некрасиво, успокойся.

8. При сильном раздражение, главное, избежать импульсивной негативной реакции. Для этого: сделайте вдох и медленно сосчитайте до 10, сильно расправьте спину или поройтесь в сумочке, проверьте телефон, посмотрите время. Несколько секунд помогут не наломать дров!
9. Нет зрителей — нет спектакля
! Часто помогает просто сделать вид, что ничего особого не произошло. Мама должна, как ни в чем не бывало, продолжать заниматься своими делами или отвернуться.

10. Будьте категоричны.  Скажите твердое нет! Тогда когда это важно. Тогда когда вы готовы и настроились морально на бурю. Никогда не прогибайтесь именно во время такого демонстративного обучения.  Периодически повторяя нет и причину отказа. Занимайтесь своими делами.

11. Если истерика показная, не уступайте. Если желание будет выполнено в момент истерики, вы закрепите такое поведение. Не сомневайтесь, истерики станут и чаще и громче, а ребенок в разы изобретательнее. Если ребенок требует, что-то криками и слезами, никогда не сдавайтесь.  Проще один раз переждать бурю, чем постоянно ждать шторм.

12. Не пытайтесь ничего объяснять во время истерики. Ведь ребенок НЕ может себя контролировать и вникнуть в ваше красноречие. Объяснения бесполезны. Пение, молчание или шепот может сработать намного лучше слов.

13. Попробуйте крепко обнять ребенка или взять на руки, лицом к себе. Крепкое объятие может помочь не только успокоить ребенка, но и сблизиться.

14. Истерика в публичном месте. Старайтесь ни обращать внимание на осуждающие взгляды посторонних. Главное безопасность ребенка, а не мнение окружающих. Скажите свидетелям истерики, что происходит. «У моего сына аутизм». Сделайте специальные визитки или листовки, в которых объясняется, что такое аутизм. Это позволяет вам не вдаваться в объяснения при ребенке, а просто протянуть визитку или листовку в случае необходимости. В общественные места можно одевать футболку: «Я не веду себя плохо. У меня Аутизм».

свернуть

Детское воровство. Что делать, если ребенок ворует?

Из родительского кошелька систематически пропадают деньги, а в доме появляются чужие игрушки? Растерянные родители, которые столкнулись с фактами детского воровства, чаще всего оказываются беспомощными в решении этой проблемы. Популярные меры результата не дают, а паника и бессилие лишь нарастают. Как отучить ребенка воровать? Как вести себя в такой ситуации и не допустить ее повторения?
развернуть

Источник информации: http://21vu.ru/publ/6-1-0-323

Детское воровство: кто виноват и что делать?

Многие родители не понаслышке знакомы с ситуацией, когда ребенок, обеспеченный абсолютно всем необходимым, совершает воровство. Благополучную семью этот факт серьезно огорчает и озадачивает, вызывает панику, заставляет задуматься о правильности воспитания. 

Нередко выяснение причин и обстоятельств совершенного поступка сопровождается бурей негативных эмоций: родителям стыдно, они злятся на ребенка, обвиняют себя, опасаются общественного порицания. В воображении встают безрадостные картины будущего ребенка, связанные с клептоманией и криминалом. А ведь от реакции семьи на детский проступок зависит, будет ли ребенок и дальше воровать.  

Поэтому предлагаем обойтись без пессимистичных прогнозов, не делать поспешных выводов, а детально обсудить проблему воровства детей: почему они воруют, как поступать в такой ситуации и не допустить ее повторения. 

 

Лучший способ не допустить детского воровства — установить с ребенком искренние и доверительные отношения. 

 

Возраст имеет значение

Итак, практически каждый ребенок хотя бы раз в жизни взял без разрешения чужую вещь. Проще говоря, украл. Назвать точную причину этого поступка очень сложно. И возраст ребенка для грамотной оценки случившегося играет важную роль.  

Вряд ли кто-то осмелится назвать вором малыша в возрасте от 2 до 4 лет, у которого понятия «моё» и «чужое» пока еще только формируются. В 4-6 лет у ребенка появляются нравственные привычки, он имеет представление о личной собственности и личном пространстве. Но желания малыша еще крайне импульсивны, они-то нередко и провоцируют совершение ребенком кражи.      

Подвижным и возбудимым детям в возрасте 6-7 лет также сложно контролировать свои желания (равно как и спокойно высидеть на уроке, выслушать учителя). Объясняется такое поведение особенностями темперамента, психологическими травмами (проблемами в семье, переездом, началом учебной деятельности) или же серьезными психическими отклонениями.    

В 8-11 лет воровство детей чаще всего связано с тем, что волевая сфера у них развита недостаточно. Ребенок хочет обладать какой-либо вещью и справиться с этим соблазном ему не удается. Потом ему будет стыдно за такой поступок, он знает, что воровать нельзя, но своему желанию противопоставить ничего не может. 

Подростки в 12-15 лет совершают воровство осознанно, в этом возрасте наличие таких фактов может говорить и о наличии вредной привычки.        

Почему дети воруют

Для решения проблемы важно установить причину детского воровства. Рассмотрим наиболее распространенные из них.  

Неблагополучие в семье  

При острой нехватке родительского внимания и любви, отсутствии  понимания и поддержки ребенок начинает воровать как дома, так и вне семьи, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Такое его поведение является безмолвным криком о помощи, местью вечно недовольным родителям. Если за проступком следует скандал и строгое наказание, ребенок убеждается, что выбранная им стратегия – правильная. Его логика проста: уж лучше пускай наказывают, чем совсем не замечают. В этом случае родителямрекомендуется не заострять внимание на факте детского воровства, а уделять должное внимание ребенку, подчеркивая его значимость в семье и важность положительных поступков. 

Воровство детей как попытка самоутвердиться

Это тревожный сигнал о психологическом неблагополучии ребенка (как правило, дошкольника или младшего школьника). Часть ребенку бывает сложно завести новых друзей. С помощью различных угощений или красивых вещей он пытается завоевать расположение сверстников. Чаще это происходит, когда в семье ребенок испытывает  дефицит внимания и не ощущает своей значимости. Классическая ситуация: ребенок берет из маминого кошелька деньги, чтобы накупить конфет и раздать их детям взамен на их расположение и дружбу. Такой способ повысить собственную значимость представляется ему единственно возможным. Решать эту проблему должны родители: повышать самооценку малыша, развивать его способности и таланты, формировать навыки общения с детьми, объяснять, а при необходимости и моделировать наиболее сложные ситуации.           

Украл, чтобы отомстить

Ребенка обижали во дворе, долго хвастаясь новой игрушкой? Неудивительно, если малыш принял осознанное решение украсть ее. Его рассуждения просты: меня мальчик побил, а я за это заберу его машинку. Как бороться с воровством детей такого плана? Убеждать и объяснять, как правильно следует вести себя в подобных ситуациях.   

Ребенок не различает свои и чужие вещи

Такая ситуация характерна для детей в возрасте от 2 до 4 лет, когда малыш не знает границ между своим и чужим. В этом случае рекомендуется рассказывать, что у ребенка есть своя кроватка, свои игрушки, свои вещи, свой уголок, а также обращать его внимание на переживания хозяина, который остался без любимой игрушки. 

Неудовлетворенные потребности ребенка

Частое игнорирование родителями потребностей ребенка приводит к нарастанию у него сильного напряжения и тревожности. Желание владеть определенной игрушкой или вещью может быть настолько сильным, что ребенок совершает кражу, не осознавая того. Речь не идет о сиюминутных желаниях, потребность в которых на самом деле отсутствует.Совет родителям: прислушиваться к желаниям ребенка и стараться хотя бы частично их удовлетворять. 

Отсутствие понимания, что воровать нельзя

Ребенок может совершить воровство из добрых побуждений, решив, к примеру, сделать подарок маме. О том, что так поступать нельзя, он даже не догадываетсяПравильно говорить "нет" ребенку непросто, и все же родители должны постараться доступно объяснить это.    

Подражание или копирование поведения взрослых

Может быть, в семье с завистью обсуждаются люди, которые зарабатывают на жизнь нечестным путем? Или папа приносит с работы что-либо и радуется, что ему это удалось? Если такие ситуации и разговоры в семье считаются нормальными, не нужно, чтобы ребенок становился их свидетелем. 

 

Вымогательство со стороны детей старшего возраста

Защитить ребенка, пресечь шантаж и запугивание – задача родителей и педагогов.  

Клептомания

Среди детей это заболевание, требующее помощи психиатра или психоневролога, встречается крайне редко. 


 Ошибки в воспитании детей, приводящие к воровству

Какие родительские ошибки провоцируют воровство детей? Назовем наиболее распространенные их них:

  • в воспитании нет последовательности (за одним проступком следует наказание, а за другим – нет);

  • семья живет по принципу «двойной морали» (родители говорят одно, а поступают по-другому);

  • требования взрослых несогласованны (мама разрешает то, что папа запрещает);

  • ребенок растет в обстановке вседозволенности, превращается родителями в кумира;

  • поведение и действия ребенка находятся под тотальным контролем со стороны родителей.

Как поступить в случае детского воровства

Существует несколько общих правил, как следует вести себя родителям, если ребенок совершил воровство. 

  • Обойдитесь без скандалов и истерик, не применяйте в качестве наказания физическую силу. Ситуация усугубится тем, что ребенок в следующий раз просто спрячет украденное. Дав волю эмоциям, можно раз и навсегда лишить любимого сына или дочь уверенности в себе.   

  • Важно! Выяснение причин и обстоятельств проступка не должно происходить при посторонних людях! Наедине с ребенком в доброжелательной форме должен состояться доверительный разговор: почему он так поступил, для чего ему нужна эта вещь, кто ее хозяин. 

  • Дайте понять ребенку, что вы очень огорчены произошедшим (постарайтесь при этом избегать слов «воровство», «кража», «преступление»). 

  • Осуждайте поведение, поступок, действия, а не личность ребенка.

  • Расскажите, как плохо хозяину вещи без нее.   

  • Не обвиняйте ребенка без доказательства его вины! Не вешайте ярлыков! Несравнивайте его с другими детьми! Не травмируйте необходимостью приносить публичные извинения! Не требуйте клятвенных обещаний больше так не поступать!Не возвращайтесь к проступку, когда ситуация разрешена, не упрекайте ребенка! 

  • Постарайтесь вернуть украденную вещь без свидетелей и разделить ответственность с малышом. 

  • Если  ребенок взял и потратил деньги из семейного бюджета, нужно рассказать, для чего они были предназначены, и ограничить семью на определенный период, например, в покупке сладостей или походах в кино. 

  • Наконец, найдите истинную, глубинную причину проступка и работайте с ней. 

Подведем итоги

Воровство детей – явление распространенное, возникающее по различным причинам. Реакция и дальнейшее поведение родителей в данном случае играют очень важную роль. Необходимо помнить, что эта ситуация вполне разрешима, и ребенку можно и нужно помочь. А лучшая профилактика детского воровства заключается в полном взаимопонимании, искренних и доверительных отношениях между ребенком и его родителями, гармонии в семье.

свернуть

Финансовая грамотность

Финансовая грамотность - способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, создавать сбережения, быть готовым к нежелательным ситуациям.
развернуть

Планирование семейного бюджета – первый и наиболее важный шаг на пути к финансовому благополучию семьи. Анализ бюджета означает не только учет доходов и расходов всей семьи, но и их планирование, определение конкретных целей. Планируя свои финансы, вы сможете не только понять, сколько тратите и где можно сэкономить, но и быть спокойными, что справитесь с обязательными платежами, будете чувствовать себя уверенными в непредвиденных ситуациях.

Создавая финансовый план, можно прогнозировать, какие цели для вас безотлагательные, какие могут подождать.

Все источники доходов и типы расходов можно разделить на 2 группы

Доходы

- постоянные (зарплата, премия, аванс, пенсия, стипендия, социальное

пособие, алименты, доход от бизнеса, пособия и др.)

- сезонные (сбор ягод, грибов, сдача фруктов, продажа овощей и др.)

- дополнительные (приработок, дивиденды, проценты по депозиту,

субсидия и др.)

Расходы

- повседневные (продукты питания, транспорт…);

 

- ежемесячные (коммунальные услуги, выплаты по кредитам, счетам,

телефон, детский сад, кружки, тренажерный зал, карманные деньги и др.);

 

- сезонные (заготовки на зиму, сезонная одежда, учебники в школу, детский

лагерь, отпуск, подарки к Новому году и др.);

 

- расходы на события жизненного цикла и другие запланированные расходы (одежда, обувь, ремонт, бытовая техника, лекарства, день рождения и др.);

 

- непредвиденные (ремонт вышедшей из строя бытовой техники, автомобиля, болезнь, незапланированное торжество и др.);

 

- прочие (траты на хобби, развлечения, интернет, гаджеты, косметика,

салоны красоты, аксессуары, рестораны, путешествия, автомобиль и др.)

 

Часто на пути достижения финансового благополучия возникают препятствия. Они могут быть как объективными и от нас не зависеть (например, неожиданная болезнь), так и субъективными (неумение удержаться от неразумных трат).

Для того, чтобы бороться с неразумными тратами, съедающими наши деньги, их надо знать «в лицо».

НЕРАЗУМНЫЕ ТРАТЫ – «ПОХИТИТЕЛИ ДЕНЕГ»

  • Кофе, сигареты, алкоголь и пр.;

  • Покупка ненужных вещей;

  • Чрезмерное использование воды, электроэнергии, газа;

  • Отсутствие заботы о здоровье;

  • Азартные игры;

  • Чрезмерные транспортные расходы;

  • Чрезмерные покупки;

  • Воздействие рекламных объявлений;

  • Чрезмерное пользование телефоном, интернетом;

  • Соблазны супермаркетов;

  • Импульсивные покупки;

  • Детские прихоти (игрушки, сладости, конфеты и др.);

  • Зависть и желание угнаться за соседом;

  • Хвастовство своим материальным положением.

С непредвиденными расходами проще всего бороться, создавая чрезвычайный фонд, так называемую «подушку безопасности». Определить необходимую для семьи сумму чрезвычайного фонда можно следующим образом: проанализировать непредвиденные события, которые произошли в семье за прошедший год, и подсчитать сумму расходов, ушедших на закрытие внезапных проблем. Полученная сумма- это годичный размер семейного чрезвычайного фонда. Разделив данную сумму на 12, мы можем определить сумму ежемесячных взносов в семейный чрезвычайный фонд, которые необходимо откладывать в течение всего года.

ФАКТОРЫ УСПЕХА для достижения финансового благополучия

  • Создание чрезвычайного фонда. Он является надежным источником покрытия непредвиденных расходов и дает ощущение безопасности.

  • Строгая финансовая дисциплина и сила воли, которые способствуют разумному расходованию средств семейного бюджета.

  • Определение финансовых целей семьи с учетом личных потребностей каждого ее члена и четкое определение их роли в реализации семейного финансового плана.

  • Обдуманный и взвешенный выбор финансовых услуг, изучение альтернативных вариантов сбережений и инвестиций для выбора оптимальных.

ИНСТРУМЕНТЫ СБЕРЕЖЕНИЙ

СБЕРЕЖЕНИЯ

«ЗА»

«ПРОТИВ»

Достигаются следующие цели

Дома

(наличные)

Легкость доступа

Небезопасно. Риск потратить в случае необходимости

Непредвиден-ные расходы.

 

В неденежном выражении (золото, юв. изделия, недвижимость, земля, скот, антиквариат, другое)

Растут в цене с течением времени. Не очень привлекательны для продажи

Трудно реализовать при непредвиденных/сроч-

ных обстоятельствах.

Не совсем безопасно

Непредвиден-ные расходы.

Накопление активов

Сберегательный и текущий счет

Полезен в управлении деньгами.

Меньше искушения потратить деньги.

Расходы по обслуживанию.

Низкая процентная ставка.

Непредвиден-ные расходы

Срочный депозит

Больший доход.

Приучает/дисципли-

нирует к сбережению на долгий период времени

Замороженные фонды

Накопление активов

 

УСПЕШНЫЕ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ РЕСУРСАМИ

  • Мне не нужно иметь все, что есть у других;

  • использовать экономные лампочки (экономить электроэнергию);

  • делать покупки по заранее составленному списку;

  • пользоваться телефоном только по необходимости;

  • Верить не всему, что сказано в рекламе;

  • вести здоровый образ жизни;

Семейная «БОЧКА»

Если бочка хорошо наполняется, и в ней практически нет течи, она будет почти всегда полной. И, наоборот, если в дырявую бочку поступает мало воды, то она будет почти всегда оставаться пустой.

Также могут обстоять дела и с финансами семьи.

Каковы типы доходов и расходов моей семьи? (напишите) 

  • Временная работа
  • Постоянная работа и другие постоянные доходы 

  • Сезонная работа

  • Другие доходы ...

 

Ежемесячные расходы

Другие расходы

Семейные события и другие планируемые события

Выплата долга

Сезонные расходы

Непредвиденные расходы

 

Сколько зарабатывает ваша семья? Перечислите все возможные источники, из которых пополняется ваша «семейная бочка»

Постоянный ежемесячный доход

Руб. в мес.

Сезонный доход

Руб. в мес.

Другие доходы

Руб. в мес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

Итого:

 

Итого:

 

 

Каковы расходы вашей семьи в течение года? Перечислите расходы и укажите соответствующую сумму

Ежедневные нужды

Руб. в мес.

Постоянные ежемесячные расходы

Руб. в мес.

Сезонные расходы и другие расходы

Руб. в мес.

           

Итого:

 

Итого:

 

Итого:

 

 

ПАМЯТКА ПО СОСТАВЛЕНИЮ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА СЕМЬИ

  • Помните, что финансовые цели должны быть приспособлены к вашим возможностям, а не наоборот;

  • Начните с самых важных целей, а затем двигайтесь в направлении менее важных;

  • Не забудьте распределить ваши цели по степени важности. Вы знаете, какие из целей являются важнейшими для вашей семьи, - суммы для этих целей необходимо обеспечить в первую очередь;

  • Рассмотрите новые способы рационализации расходов и увеличения доходов;

  • Рассмотрите возможность отложить достижение цели;

  • Рассмотрите возможность достижения назначенной цели с меньшими затратами;

  • Рассмотрите возможность отказа от какой-то цели для достижения другой;

  • Помните, что финансовой цели можно достичь, используя сбережения и кредиты.

 

ФИНАНСОВЫЕ ЦЕЛИ МОЕЙ СЕМЬИ

Финансовая цель

Какая сумма мне необходима?

Когда я хочу ее достичь?

Насколько важна цель и почему?

       
свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть