Психолого-педагогическая характеристика

Схема психолого-педагогической характеристики

ребенка дошкольного возраста,  предоставляемая при прохождении психолого-медико-педагогического обследования

 

  1. Общие сведения о ребёнке.

Ф.И.О., дата рождения. С какого времени посещает УДО. Оказывалась ли ребенку коррекционная помощь, если да, то указать форму ее организации (ПКПП, специальная группа,  группа интегрированного обучения и воспитания).

 

  1. Семья ребёнка.

Состав семьи (полная, неполная, многодетная, биологическая, частная опека).  Социальный статус семьи.

Взаимоотношения между членами семьи, отношение к ребёнку.

Условия воспитания.

Соблюдение режима дня.

 

  1. Физическое состояние ребёнка.

Сведения о физическом развитии (рост, упитанность, группа здоровья и т.д.).

Особенности общей моторики (координация движений, целесообразность движений, автоматизм моторных навыков).

Особенности мелкой моторики. Ведущая рука.

 

  1. Особенности эмоционально-волевой сферы.

Преобладающее настроение ребёнка. Наличие аффективных  вспышек. Реакции на поощрение-наказание.  Наличие тревожности. Характерологические особенности.

 

  1. Особенности познавательной деятельности.

Особенности восприятия: восприятие формы, величины, цвета предметов.

Особенности внимания:  легко ли привлекается внимание, устойчивость  внимания, переключаемость.  Произвольность внимания.

Особенности памяти: зрительная - слуховая. Сохранение (прочность, длительность). Воспроизведение (полнота, точность, последовательность).

Забывание (частичное, глубокое).

Пространственные и временные представления.

Особенности мышления:  принятии задачи, целенаправленность деятельности. Сформированность операционной стороны мышления: способность обобщать и делать выводы, умение сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи и т.д..

 

  1. Особенности речевого развития.

Понимание обращенной речисловарный запас, звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй речи (словообразование, словоизменение). Связная речь.

Строение артикуляционного аппарата (описывает учитель-дефектолог).

 

  1. Особенности игровой деятельности.

Характер действий с игрушками (манипуляция, предметные, процессуальные действия, игра с элементами сюжета, сюжетно-ролевая игра).

Проявление интереса к игрушкам, стойкость интереса. Адекватность употребления игрушек. Использование предметов-заместителей.

В какие игры предпочитает играть (игры с правилами, сюжетно-ролевые,  подвижные).

Принимает ли условия игры.

Является ли лидером в игре, может ли придумать замысел, развернуть игру.

Продолжительность игровой деятельности.

  1. Особенности поведения в УДО, дома. Наличие чувства ответственности. Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми. Установление контакта со взрослыми. Самообслуживание. Предпочитаемые занятия.

 

  1. Уровень специальной подготовленности.

Уровень общей  осведомленности.

Элементы математических представлений.

Изобразительная деятельность (навыки рисования, аппликации, лепки, конструирования).

         

Подписи воспитателя, заведующего  УДО.

Учитель-дефектолог, педагог-психолог (при наличии в УДО).

Дата составления.     

Печать УДО.

            

Схема психолого-педагогической характеристики

учащегося,  предоставляемая при прохождении психолого-медико-педагогического обследования

 

1.Общие сведения об учащемся

Ф.И.О.,  дата рождения. Домашний адрес.

Посещение ребенком учреждения образования (как долго учится в школе, по какой программе, проводилась ли с ребенком коррекционная работа.

 

2.Семья ребенка.

Состав семьи (полная, неполная, многодетная, биологическая, частная опека).  Социальный статус семьи.

Взаимоотношения между членами семьи, отношение к ребёнку.

Условия воспитания.

Соблюдение режима дня.

 

3.Физическое состояние учащегося.

Сведения о физическом развитии ( группа здоровья по физкультуре и т.д.).

Особенности общей моторики (общий уровень развития моторики, координация движений, целесообразность движений).

Особенности мелкой моторики. Ведущая рука.

 

4.Особенности личностного развития.

Преобладающий фон настроения. Способность к волевому усилию, самоконтроль, внушаемость, проявление негативизма. Самооценка и уровень притязаний.

Отношение к школе, учебе, характерологические особенности. Умение подчиняться общепринятым правилам поведения в школе и дома.

Взаимоотношения с коллективом сверстников.

 

5.Особенности познавательной деятельности ребенка.

Особенности восприятия (восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов, особенности восприятия времени, точность и осмысленность восприятия, целостность, понимание главного в воспринимаемом).

Особенности внимания (произвольность, устойчивость, объем, переключаемость, распределение).

Особенности памяти (объем, темп запоминания и воспроизведения, осмысленность и способность использовать приемы логического запоминания. Преобладающий тип памяти (зрительный, слуховой, моторный, смешанный).

Особенности мышления Принятие задачи, степень самостоятельности при выполнении задания, возможность коррекции ошибок). Обучаемость. Какие виды помощи наиболее продуктивны.

Способность обобщать и делать выводы, умение сравнивать предметы. Установление причинно-следственной зависимости. Понимание скрытого смысла сюжета, переносного значения метафорических выражений.

 

6.Особенности речевого развития  (подробно заполняется учителем-дефектологом)

Предречевой и речевой анамнез.

Импрессивная речь (понимание обращенной речи).

Экспрессивная речь: словарь (количественные и качественные характеристики словаря).

Слоговая структура слова.

Грамматический строй речи.

Связная речь.

Звукопроизношение.

Артикуляционный аппарат (строение и моторика).

Дыхательно-голосовые функции. Просодическая сторона речи.

Состояние фонематических функций (фонематический слух, анализ и синтез).

Языковой анализ и синтез (анализ состава предложения, синтез слов в предложении, слоговой анализ и синтез).

 

7.   Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка.

 

8.Сформированность школьных навыков.

 Знания, умения и навыки по математике, усвоение программного материала.

 Сформированность навыка чтения (побуквенное, послоговое, целыми словами, беглое, пересказ – самостоятельный, полный, последовательный, по наводящим вопросам. Понимание смысла прочитанного).

Сформированность навыка письма (наличие и характер ошибок).

       

Подпись классного руководителя

Директор школы

Учитель-дефектолог, педагог-психолог 

 

Дата составления

Печать школы

               

Родители должны быть обязательно ознакомлены с характеристикой под подпись.

Характеристика может быть написана в свободной форме, но с последовательным изложением разделов, с учетом мнения всех специалистов. 

Характеристика не должна состоять из отдельных блоков, написанных разными специалистами.