Алгоритм взаимодействия учителя-дефектолога и учителя начальных классов

 

 

Учитель-дефектолог

Учитель начальных классов

1 этап - диагностический (1 – 15 сентября)

Задачи этапа:

  • определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников;

  • планирование соответствующей коррекционной работы.

1.Проводит углубленное обследование, имеющих речевые         нарушения, и знакомит учителя с его результатами.

2.Приступает к планированию коррекционной работы, учитывая программные требования по русскому языку и литературному чтению, последовательность и время изучения тех или иных тем (но не должен дублировать темы).

3.Планирует мероприятия:

- участие в работе методических объединений учителей начальных классов;

- выступление на педагогических советах, совещаниях, родительских собраниях;

- консультации для учителей начальных классов;

- посещение уроков русского языка и литературного чтения; - проведение коррекционных занятий для учителей начальных классов.

 

1.Знакомит учителя-дефектолога с учебной программой.

2.Сообщает о применяемых методах, приемах и технологиях обучения.

3. Знакомит с индивидуальными особенностями ребенка, с социальным статусом семьи и листом здоровья обучающихся.

4. Координирует взаимодействие между учителем-дефектологом и родителями обучающихся, зачисленных в ПКПП.

 

2 этап – коррекционный (16 сентября – 25 мая)

Задачи этапа:

  • устранение речевых нарушений;

  • развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребенок мог бы успешно обучаться в школе.

1.Периодически информирует учителя начальных классов о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия.

2.Показывает учителю начальных классов методы и приемы, которые отрабатываются на коррекционных занятиях.

3.Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма, проводит анализ письменных работ детей и обращает внимание учителя начальных классов на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок.

4.Ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи обучающихся.

1.Сообщает информацию об успеваемости учащихся и эффективности коррекционной работы.

2.При помощи учителя-дефектолога осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля.

3.Помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками.

4. Посещает коррекционные занятия у учителя-дефектолога.

 

Выработка единых требований к ученику

Учитель - дефектолог и учитель начальных классов должны предъявлять единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом необходимы:

  • учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках и во внеклассных мероприятиях); - учет возрастных особенностей детей;

  • предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;

  • осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;

  • закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;

  • придание обучению воспитывающего характера;

  • всестороннее развитие личности учащегося.

3 этап – оценочный (26 май- 31 мая)

Задачи этапа:

  • подведение итогов;

  • проведение анализа коррекционной и учебно-воспитательной работы;

  • определение перспективы дальнейшей деятельности.

Проведение анализа коррекционной работы.

Проведение анализа образовательного процесса

Совместное определение перспективы дальнейшей деятельности.