Особенности организации среды для воспитанников с РАС в учреждениях дошкольного образования

Особенности организации среды для воспитанников с РАС в учреждениях дошкольного образования


Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра обусловлено тем фактом, что для аутизма характерны проблемы с установлением контакта, формированием отношений, организацией общения и мышлением.

Аутизм представляет собой комплексное нарушение развития, включающее проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом эмоциональных, когнитивных, двигательных и сенсорных нарушений.

Научными исследованиями подтверждено, что:

1. Наиболее эффективным для обучения детей с РАС является использование зрительного канала.

2. Дети с РАС достаточно успешны в среде, структурированной соответствующим образом.

Организация образовательной среды для детей с РАС построена на трех принципах:

- принцип структурирования;

- принцип визуализации;

- учет сенсорных способностей

Для организации образовательной среды, в рамках структурированного подхода, необходимо свести к минимуму влияние нарушений обработки слуховой информации, внимания.

Принципы структурирования порядка подразумевают разделение пространства на зоны, которые закреплены за определенными видами деятельности. Также необходимо жестко закрепить предметы за этими зонами, структурировать материалы. Пространственную упорядоченность стоит сохранять в течение длительного времени, а все перемены должны осуществляться постепенно. Для ребенка важно наличие индивидуального постоянного места в группе. Необходимо маркировать стол, за которым сидит ребенок, шкафчик, а также все его личные вещи. Маркировка должна быть постоянной и может обозначаться цветом, картинкой или именем. Также следует отметить , что существует необходимость выделить пространство для размещения визуальных пособий для детей с РАС. Полки должны быть легко доступны ребенку, но при этом находиться вне зоны для фронтальных занятий.

Зонирование

В группе могут быть выделены следующие зоны:

- зона для индивидуальных занятий;

- зона для групповых занятий;

- зона для самостоятельной работы;

- зона для двигательной активности и отдыха;

- сенсорная зона;

- зона уединения

Также хотелось бы отметить необходимость наличия в каждой зоне специальных материалов и оборудования. Среда должна быть безопасной для детей ( блокировка окон, дверей и пр.). Все зоны конкретного назначения должны иметь четкие визуальные границы; в каждой из зон необходимо минимизировать отвлекающие факторы.

Дети с РАС нуждаются в дополнительной визуальной поддержке.

Виды визуальной поддержки:

- визуальные подсказки;

- фотографии;

- информационные таблички

- пиктограммы;

- визуально представленные правила поведения в группе;

- визуализация времени;

- расписания

Использование расписания – это навык, необходимый в течение всей жизни. Визуальное расписание помогает понять когда начнется событие, как долго будет продолжаться. Дает понимание последовательности событий, «когда» и «что» можно будет делать, понимание слово «нет». Оно отображает основные режимные моменты. Визуальное расписание не только помогает ориентироваться в предстоящих активностях, но и снижает уровень тревожности, количество проявлений нежелательного поведения. Виуальное расписание может использоваться во всех зонах, также в музыкальном зале, физкультурном, дома. Необходимо ежедневно работать с расписанием, четко подбирать символические обозначения того или иного события.

Обязательным условием при организации пространства для детей с РАС является наличие в нем средств коммуникации, которые позволяют ребенку и окружающим его людям общаться:

- коммуникативные доски;

- коммуникативные альбомы;

Коммуникативная доска и коммуникативный альбом включают:

- фотографии близких людей;

- фотографии и пиктограммы с изображением любимых видов деятельности ребенка;

- фотографии, пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей ребенка (вода, еда, туалет);

При обучении навыкам коммуникации неговорящих детей можно использовать альтернативную систему обмена карточками ПЭКС и коммуникаторы.

Многие дети с РАС имеют проблемы с проприоцепцией - восприятием ощущений от мышц и суставов и пониманием положения своего тела в пространстве. Часто они испытывают необычную сильную потребность в глубоком давлении на кожу. Специально разработанные утяжелители позволяют «насытить» сильную потребность в глубоком давлении и уменьшить нежелательное поведение ребенка. Использование утяжелителей может уменьшить гиперактивность ребенка и помочь ему стать более усидчивым.

Дети с аутизмом часто имеют искаженное сенсорное восприятие. Они могут негативно реагировать на прикосновения или находиться в постоянном сенсорном поиске. Различные массажные приспособления и сенсорные игрушки могут уменьшить поиск сенсорных ощущений неприемлемым способом, а также снизить защитные реакции, связанные с прикосновением к коже.

Также детям с РАС необходимо место уединения с возможностью уменьшения интенсивности освещения, где ребенок может отдохнуть или успокоиться в случае сенсорной перегрузки.

Большинство детей с аутизмом нуждаются в дополнительной стимуляции вестибулярной системы. Качание дает возможность получить необходимую сенсорную стимуляцию, что может уменьшить повторяющееся поведение, поэтому для детей можно установить качели. Прыжки на фитболе или батуте помогают детям в координации движений, а также в восприятии своего тела. Вертикальное движение во время прыжков на батуте успокаивающе влияет на нервную систему, ребенок становится спокойнее, может увеличиваться сосредоточенность во время занятий.

Таким образом, стратегия структурированного обучения и правильная организация пространства в дошкольном учреждении и дома позволит ребенку с РАС научиться концентрировать внимание на визуальных опорных сигналах в различных средах и ситуациях и таким образом повысит уровень самостоятельности в различных видах деятельности, облегчит усвоение основных правил социального поведения, поможет обрести необходимые коммуникативные и социальные навыки.