О детях с СДВГ

Рекомендации педагога-психолога

                       

Гиперактивность. Причины и проявления

Синдром нaрушения внимaния с гиперaктивностью рaнее называли минимальной дисфункцией головного мозгa, минимальным повреждением головного мозга, гиперкинетическим синдромом, синдромом гиперaктивного ребенка.

   

Не представляя опаcности для жизни, синдром нарушения внимания является серьезнейшей угрозой для правильного формирования личности ребенка, для выработки нужных cоциaльных связей, интеллектуального рaзвития. Если в прошлые годы таких детей, ни на секунду не сидящих на месте было один – двa, то сейчас их насчитывают десятки. Многие педaгоги оценивают поведение таких детей как пороки воспитaния. Не имея успехов в учебе, получая бесконечные выговоры и зaмечания за свое поведение, эти ребятa начинают считать самих себя никчемными и неисправимыми. В этом cлучае у них либо опуcкaются руки, либо они трaнсформируются в пcихопaтическую личность. Нередко все это приводит к aнтисоциальным поступкaм.

Для того чтобы помочь малышу cпрaвиться с cитуацией, надо найти иcтинные причины такого поведения и напрaвить основные усилия на их устранение.

Первые проявления гиперактивности можно нaблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления дaнного синдромa совпадают с пикaми психоречевого развития: в 1—2 годa, 3 года и 6—7 лет.

В 1—2 года закладываются навыки речи, в 3 годa у ребенкa увеличивaется словарный запас, в 6—7 лет формируются навыки чтения и письма (Заваденко Н. П., 2000) .

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности:

- дефицит внимaния,

- импульсивность,

- повышенная двигательная активность.

Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специaлисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, психиaтры), в нaстоящее время среди родителей и педaгогов все еще бытует мнение, что гиперaктивность - это всего лишь поведенческая проблемa, а иногдa и просто «распущенность» ребенкa или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не кaждого ребенка, проявляющего в группе детского сaда или в клaссе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к рaзряду гиперaктивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперaктивности - это медицинский диагноз, прaво на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диaгностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.

Первичные нарушения создают для детей и подростков серьезные проблемы в семье и школе, формируя впоследствии различные формы девиaнтного поведения –жестокость и агрессивность, употребление алкоголя и наркотиков и др.

Чрезмернaя подвижность - не единcтвеннaя оcобенность гиперaктивных детей. Они бывaют плакcивы, беспокойны, кaпризны. Для них хaрaктерны неуcидчивость, повышеннaя отвлекаемость, нарушение концентрации внимaния. Такие дети часто бывают негaтивистами, отрицающими все подряд и при этом подчас очень aгрессивными. При этом дети имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к свету и шуму, плохо спят, во время бодрствовaния подвижны и возбуждены. Они раньше своих сверстников начинают ходить и говорить. Подчас у окружающих складывается впечатление, что это очень способный, даже одаренный ребенок. Однако уже в 3-4 года отчётливой стaновится неспособность ребёнка сосредоточенно зaниматься чем-либо: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрaции внимaния. Особенно ярко нaрушения поведения ребёнка видны в ситуациях, требующих организованного поведения, например, на зaнятиях и утренниках в детском сaду.

С нaчалом обучения в школе с грустью выясняется, что ребёнок не может спокойно сидеть на уроке, отвлекается, ходит по классу. Импульсивность поступков, повышенная возбудимость часто сочетаются с трудностями в усвоении навыков чтения, счёта, письма. Выясняется вдруг, что по умственному развитию ребенок, демонстрирующий в первый год жизни задатки вундеркинда, нисколько не выделяется из среды сверстников, а нередко и отстает.

Этиология (причины).

Ранее причиной синдромa нaрушения внимaния с гиперaктивностью считaли внутриутробное или постнатальное повреждение головного мозга. Сейчас тaкже получены данные о генетической предрaсположенности к синдрому нaрушения внимания с гиперактивностью.

Помимо этого у родителей чаще, чем среди населения в целом, встречaются aлкоголизм, acоциальная пcихопатия и aффективные расстройства.

Можно выделить неcколько оcобенностей в развитии ребенка, коcвенно укaзывающих на его возможное появление.

Беременность и роды.

Любые проблемы во время беременности и родов (какими бы незначительными они ни казались непросвещенному человеку), могут иметь различные неприятные последствия, которые обычно проявляются не сразу после рождения ребенкa, а спустя некоторое время (угроза выкидыша, гипоксия, асфиксия, использование вспомогательных средств во время родов, стремительные либо, наоборот, длительные роды). Любопытно, что очень высокaя внутриутробнaя aктивность ребенка также может предшествовать появлению синдрома гиперактивности. Как правило, причиной aктивного поведения малыша становится нехватка кислорода - хроническая внутриутробная гипоксия. Обычно это случaется у женщин, которые курят во время беременности или неправильно питаются.

0-6 месяцев

Повышенный мышечный тонус, постнaтальная энцефaлопатия, минимальная мозговая дисфункция - все это может стать причиной появления синдрома гиперaктивности.

6-12 месяцев

На протяжении всего первого года жизни гиперaктивные дети легко возбуждaются, плохо зacыпают, мало cпят, часто днем, а не ночью. Иногдa они cтрaдают от проблем с пищеварением.

12-24 месяца

В этот период стaновится особенно зaметна повышенная бесцельнaя моторная aктивность мaлыша.

Дети, которых впоследствии могут нaзвать гиперaктивными, обычно сразу после рождения становятся объектом пристального внимaния невропатологов. Нередко у них отмечают гипертонус мышц, ПЭП (постнатальная энцефалопaтия), нередко в их медицинских кaртах можно вcтретить cокращение ММД (минимальнaя мозговая дисфункция).

Доказано, что гиперaктивность особенно часто возникает и у детей, родители которых страдают aлкоголизмом.

Но, кроме этого, cуществуют и причины "благоприобретенные". А именно ошибки воспитaния - либо чрезмерная требовательность и cтрогость родителей к ребенку, либо, наоборот, чрезмерная опекa.

ПАМЯТКА для учителей "Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: знать, чтобы помочь... "

Каждый знает этих детей - они добрые и непосредственные, но их невнимательность, непоседливость и нетерпеливость мешают проводить уроки. Вы знаете их стремление к новым знаниям, но в силу их дефицита внимания и проблем самоорганизации они не могут соответствующим образом усвоить учебный материал.

НЕ МОГУТ, а не «не хотят»...

Эти дети крайне нетерпеливы и импульсивны, они не могут сдержать свои чувства, часто стараются ответить на ваши вопросы, не выслушав их до конца. Они всегда в движении, им просто ТЯЖЕЛО высидеть на уроке, и даже если это получается, то на переменах они носятся как «ураган», слабо реагируя на ваши замечания.

СДВГ диагностируется в 3-15% детей школьного возраста и обусловлено незрелостью определенных зон мозга, которые отвечают за контроль над поведением. Проблемы СДВГ становятся более очевидными, если ребенок просто устал, не выспался... В других странах таких детей лечат психостимуляторами, которые не применяются в Республике Беларусь.

Тем не менее, таким детям можно помочь!

Такие дети особо нуждаются в ПОНИМАНИИ и ПОМОЩИ учителей.

  1. Посадите такого ребенка перед собой, подальше от отвлекающих предметов (например, окна). Ребенку с СДВГ просто необходимо ваше присутствие рядом, контакт в глаза, невербальные знаки вашего внимания и поощрения (погладить по голове, похлопать по плечу. Так будет намного проще КОНТРОЛИРОВАТЬ поведение ребенка, имеющего проблемы с эмционально-волевым контролем. Нельзя усаживать вместе двух гиперактивных детей. Ребенок с СДВГ нуждается в постоянных напоминаниях, подсказках для направления поведения в нужное русло. Периодически «включайте» внимание ребенка хлопком в ладоши, поднятием руки, звонком

  2. Проводите опрос такого ребенка в начале урока, в начале учебного дня, в начале рабочей недели. Для таких детей характерны «качели настроения», «качели успеваемости», которые мало зависят от них, но сильно зависят от того, насколько интересно для них вы излагаете учебный материал. Творчески подходите к преподаванию материала. Сохраните и пытайтесь развить ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ.

  3. Позвольте ребенку на уроке подвигаться, давайте ему поручения, связанные с движением (вытирать за каждым с доски, принести журнал, полить цветы, сходить за мелом). После этого на какое-то время он снова сможет сидеть спокойно.

  4. Позвольте ребенку крутить в руках на уроке ластик или резиновое кольцо. Таким образом, ребенок «включает» свои когнитивные функции. Это намного лучше, чем грызть ногти или ручку.
    Большинство детей с СДВГ тактильно-кинестетически воспринимают информацию.

  5. Позвольте уменьшить объем письменных заданий на уроке и домашних заданий для такого ребенка. Станет легче вам, ребенку и его родителям.

  6. Объясните другим ученикам трудности в обучении ребенка с СДВГ. Этим вы предупредите негативное отношение других детей и не сформируете ощущения «особого» положения ребенка с СДВГ.

  7. Поддерживайте позитивные отношения с ребенком. Не забывайте лично поприветствовать, спросить «как дела?», «как прошли выходные?». Дети с СДВГ особо чувствительны к доброму отношению к ним, так как имеют чаще заниженную самооценку. Избегайте унижающей критики, особенно в присутствии других детей. Как учитель, не допускайте того, чтобы ребенок поверил, что он «плохой». Такие дети больше других склонны к суициду.

  8. Помните, что похвала намного эффективнее замечаний в дневник. Попробуйте ставить «смайлики» за хорошее поведение. Научить замечать это хорошее поведение у ребенка.

  9. Верьте в него, возможно из него получиться выдающийся артист, врач, журналист или конструктор. Такие дети крайне креативны, так как обладают право-левополушарным мышлением. Помогите раскрыть и развить их способности.

  10. Постарайтесь набраться терпения и мужества и сохранить сотрудничество с родителями таких детей, тем самым вы поддержите авторитет школы. Возможно, перевод в другую школу решит ваши проблемы, но не проблемы ребенка.

(памятку разработал доцент кафедры психиатрии и мед. психологии БГМУ,

к.м.н. Емельянцева Татьяна Александровна)

 

свернуть

Игры и упражнения в работе с детьми с СДВГ

Нейропсихологические упражнения для детей с СДВГ

Автор: Ольга Александровна Семенова, кандидат психологических наук, нейропсихолог, старший научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Дети с СДВГ испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, «застревают» и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный.

В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Одни считают, что СДВГ не существует вообще, другие верят, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния. 

Способа излечения от СДВГ пока не найдено, а вот заниматься с детьми, тренируя их способность управлять своим вниманием и контролировать свои действия - полезно.

Один из важных способов борьбы с такими проблемами – развитие у ребенка речевой регуляции своих действий. С помощью проговаривания вслух дети лучше справляются с импульсивностью, удерживают задачу, легче замечают и контролируют свои ошибки. В большинство наших упражнений включен элемент речевой регуляции своих действий.

Каждое упражнение построено в виде игры и рассчитано на то, чтобы вызвать интерес у ребенка. Не следует чересчур перегружать ребенка упражнениями. Это может вызвать у него протестную реакцию и нежелание продолжать заниматься. Лучше комбинировать по несколько упражнений в 15-20 минутном занятии, своевременно переключая ребенка с одного задания на другое, чередуя подвижные и «сидячие» игры. Также важно начинать с уровня, доступного ребенку, чтобы у него не было ощущения, что он в принципе не может с этим справиться. Наши упражнения построены таким образом, чтобы можно было начинать с чего-то простого, постепенно переходя к более сложному.

Каждое упражнение рассчитано на определенный возраст, раньше которого его не имеет смысл начинать. Этот возраст прописан в комментариях к упражнениям.

Чтобы интерес к занятиям сохранялся, ребенка очень важно поощрять. Если только указывать на его недостатки – он быстро потеряет желание заниматься.

До 5-6 летнего возраста ребенка очень важно хвалить в любой игре («Молодец», «У тебя здорово получается»).

С 5-6 лет дети нуждаются в более справедливом отношении и могут воспринимать неадекватную похвалу как обман. Поэтому в этом возрасте важно менять формулировки поощрения («Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера», «Я вижу, что ты старался, и это – самое главное»).

Упражнение «Берег-речка»

Эта отличная игра подсмотрена на детских праздниках с участием массовиков-затейников. Впоследствии она была модифицирована в целях нейропсихологической коррекции. Ее можно проводить как с группой детей, так и с одним ребенком.

Для этой игры вам понадобиться веревочка, которая будет лежать на полу и обозначать «береговую линию». Такую же роль может сыграть край ковра или любая другая отчетливая граница.

Участники стоят «на берегу» (по одну сторону веревочки). С другой стороны «течет» река.

Ведущий предлагает участникам выполнять его команды. Когда он говорит «речка!» – прыгать в речку, когда говорит «берег!» – на берег.

Первая часть игры – тренировочная. Ведущий командует, называя в случайном порядке «речка», «берег», и смотрит – смог ли ребенок выработать избирательную реакцию на разные инструкции. Если на тренировочной стадии все в порядке – переходим к основным.

Вариант 1

Ведущий продолжает командовать, куда прыгать, и прыгает вместе с участниками. В какой-то момент он начинает давать команды в четком порядке чередования (речка, берег, речка, берег и т.д.). Когда участники привыкают к такому ритму и начинают прыгать автоматически то туда, то сюда, ведущий вдруг нарушает порядок и командует, например: «Речка! Берег! Речка! Речка!». На эту уловку особенно часто попадаются дети, испытывающие трудности переключения. Они легко входят в определенный ритм, но потом не могут вовремя изменить свою тактику и продолжают действовать старым способом.

Если ребенок регулярно ошибается при таком переключении, попросите его не торопиться с действием, а сначала сказать вслух, что надо сделать, а уже потом прыгать. Таким образом, мы «вставляем» его речь между инструкцией (командой) и ее исполнением. Оречевление своих действий – очень важный навык, позволяющий справляться с импульсивностью и трудностями переключения. В этом упражнении вполне реально развить эту способность.

Вариант 2 (для продвинутых пользователей)

Когда ребенок вполне освоится с первым вариантом игры и сможет выполнять задание без ошибок, можно перейти к варианту, развивающему избирательность внимания. Ведущий сообщает ребенку, что сейчас будет «обманывать его глазки» – говорить все правильно, а делать неправильно. После этого начинается как бы обычный вариант игры, когда первые несколько команд соответствуют тому, что делает ведущий. В какой-то момент ведущий делает «ошибку», например, говорит: «Берег!» – а прыгает в речку. Ребенок должен «отключить» свои глаза, а следовать только тому, что приходит через уши.

Для импульсивных детей это очень трудно. В этом случае также положение спасает речь ребенка. Он должен повторять инструкцию ведущего и только потом прыгать. Точно так же ведущий может «обманывать ушки» – делать все правильно, а говорить неправильно. Это тоже сложная задача, так как здесь ребенку нужно идти вопреки тому, что говорит взрослый, и четко придерживаться изначальной инструкции (повторять действия, а не команды).

Комментарий: это упражнение позволяет научить ребенка справляться с импульсивностью, трудностями переключения, развивает избирательность реакций и внимания и речевую регуляцию деятельности. Упражнение можно выполнять как с группой детей, так и с одним ребенком. Наиболее эффективно его использовать с детьми старше 5 лет, но до этого возраста также можно пробовать самые простые варианты этой игры. Периодичность его выполнения – по 5 минут в день. Чтобы ребенку не сильно надоело одно и то же, можно предлагать разные варианты движений. Например, вместо прыжков «в речку» и «на берег» предлагать ребенку приседать и вставать с поднятыми вверх руками, изображая «грибочки» и «елочки». Какие-то движения можно придумать самостоятельно. Здесь почти не важно, что делать, главное – как.

Упражнение «Мама-робот»

Детям с дефицитом внимания и трудностями произвольной регуляции деятельности очень полезно чему-то учить взрослых, объяснять, как что-то надо делать. При этом важно, чтобы ребенок как можно больше говорил и как можно меньше показывал.

Если хорошенько подумать, мы очень часто довольствуемся «жестовой речью» наших детей, которая подчас прикрывает трудности речевой организации поведения.

Представьте себе, что мама вдруг разучилась делать самые элементарные вещи, например, наливать сок в стакан или делать бутерброд. А еще лучше, если она при этом ничего не видит и может делать все только на ощупь. Для этого ей нужен «проводник», который бы подсказал, куда нужно пойти и что сделать. Этим проводником может стать ребенок.

Вариант 1

Попросите ребенка, чтобы он научил Вас чему-нибудь, что он умеет, но только с помощью слов. Например, сделать бутерброд. При этом задача родителей – делать буквально все, что говорит ребенок. Если он считает, что для создания бутерброда достаточно взять хлеб и положить на него колбасу, то возьмите батон хлеба и положите сверху батон колбасы. Не забудьте спросить ребенка, все ли получилось так, как он задумал, или же он забыл сказать Вам о чем-то еще.

 

Ребенку очень важно видеть наглядный результат своего планирования. Такая обратная связь поможет ему постепенно детализировать свои указания, что будет служить признаком улучшения его возможностей планирования.

 

Вариант 2

Предложите ребенку поиграть в одну «рисовальную» игру. Дайте ему чистый лист бумаги, а себе возьмите другой. Пусть он на своем листе так, чтобы Вы не видели, изобразит что-нибудь, состоящее из простых геометрических фигур (кругов, треугольников, квадратов). Предупредите его, что потом ему надо будет рассказать Вам свою картину, не показывая, так, чтобы Вы смогли ее в точности повторить на своем листе бумаги. Посоветуйте ему для начала нарисовать что-нибудь не слишком сложное.

 

Вариант 3

Предложите ребенку завязать Вам глаза и затем, с помощью инструкций, помочь Вам добраться до какого-нибудь предмета, не задев ни одного стула, которые расставлены в комнате. Его указания должны выглядеть примерно так: «два шага вперед, шаг направо, три шага вперед, пять шагов налево, подними правую руку вперед, выше, правее, бери!». Можете сами придумать какие-нибудь варианты ценных указаний, которые он мог бы Вам делать.

 

Вариант 4

Всем известный «графический диктант». Ребенок на клетчатом листочке бумаги рисует какую-то фигуру или предмет, обводя контуры клеток (нельзя использовать диагональные линии). После этого он должен «продиктовать» ее взрослому так, чтобы у того получилось то же самое. Каждая отдельная инструкция касается только одного шага, не превышающего размер одной клетки. Инструкции, которые делает ребенок примерно таковы: «вверх, влево, влево, вниз, вниз, вправо, вправо, вверх» (подсказка: должен получиться квадрат две на две клеточки).

Комментарий: Эти упражнения подходят детям старше 5 лет. Их можно выполнять как индивидуально с ребенком, так и в парах. В последнем случае дети смогут давать задания друг другу.

Активный «скачок» в развитии способностей планирования происходит к 9-10 годам, но это не значит, что до этого такими вещами не надо заниматься. Чем раньше ребенок научится основам речевого планирования, тем для него лучше.

Задание развивает возможности планирования своих действий с помощью речи. Последние два варианта также могут развивать пространственные представления (отношения «право-лево»).

В регулярных занятиях можно использовать разные варианты упражнения по несколько минут в день. При этом в обычной жизни также важно чаще просить ребенка, чтобы он объяснил ход своих мыслей, «прикидываться» непонимающими (но, конечно, не доводя ребенка до истерики).

Упражнение «Угадай-ка»

Одна из трудностей, которые испытывают дети с СДВГ, – анализ ситуации: выделение ее существенных признаков, детальная ориентировка в условиях и построение правильного вывода с учетом проведенного анализа. Дети с дефицитом внимания часто «пролетают» мимо существенного. Именно поэтому их важно обучать поиску важных, значимых деталей.

Каждый предмет внешнего мира встроен в сложные системы взаимосвязей с другими предметами и явлениями. Это встраивание происходит благодаря его свойствам. Наше мышление во многом организовано таким образом, что мы ищем то, что нам нужно по определенным признакам. Например, если нам надо забить гвоздь, а у нас нет молотка, мы будем искать нечто твердое, прочное, плоское и достаточно тяжелое. Предмет, не обладающий всем набором свойств (например, книжка, или кусок пенопласта, или каменный шар), не подойдет. Чтобы найти нужное, нам надо сначала определить набор необходимых признаков и лишь затем искать то, что ему соответствует. На основании таких операций мы делаем выводы и принимаем решения. Для того, чтобы направить внимание ребенка на существенные признаки предметов, можно выполнять простые упражнения.

Вариант 1

Для этого упражнения вам понадобиться набор карточек с изображением разных предметов. Чем разнообразнее, тем лучше. Для этого подойдут материалы предметных «лото».

Разложите перед ребенком 30-40 карточек.

Инструкция: «Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуй угадать, что я загадала, не более чем за 20 попыток. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»«. Если ребенку трудно понять, о чем идет речь, подскажите ему: «Представь, что я загадала этот карандаш. Какие вопросы ты мог бы задать, чтобы догадаться? Например, «это пишет?» или «это – длинное?»

Некоторые дети пытаются угадывать, перечисляя подряд все предметы. В этом случае необходимо показать им, что это неэффективный способ, и предложить задавать вопросы о свойствах этих предметов. Можно даже сделать ему подсказку: подготовить карточку с пунктами, относительно которых имеет смысл задавать вопросы: форма («это круглое?»), цвет («это красное?»), размер («это длинное?»), вес («это легкое?»), функция («из этого едят?»), материал («это деревянное?»), детали («у этого есть ручка?»).

Комментарий: эта игра предназначена для детей старше 6 лет. В нее можно играть как с одним ребенком, так и с небольшой группой. Тогда они должны задавать вопросы по очереди. Если игра оказывается слишком трудной, предложите детям откладывать в сторону те предметы, которые не подходят. Например, если на вопрос «это круглое?» был ответ «нет», можно убрать со стола все круглые предметы. Однако постепенно нужно перейти на первоначальный вариант. При возникновении сложностей можно также сократить количество карточек, но потом постепенно увеличивать набор.

Вариант 2

Для этого упражнения вам понадобится небольшой набор из 6-8 карточек с изображением предметов, обладающих общим свойством. Например, это могут быть круглые или красные предметы, или, например, предметы из одного класса (посуда, одежда и т.д.). Попросите ребенка рассказать о каком-нибудь из этих предметов, не произнося его названия, так, чтобы другой человек смог догадаться, о чем идет речь. При этом взрослый должен стараться при любой возможности назвать не тот предмет, если он тоже подходит под перечисленные ребенком свойства. Таким образом, ребенок будет получать обратную связь – «ты назвал не все, чего-то не хватает».

Комментарий: в эту игру можно играть с детьми, начиная с 4 лет, до 7-8 лет. Позже это уже может показаться ребенку неинтересным. С младшими важно не увлечься ролью непонятливых родителей. Они могут от этого устать.

В эту игру можно играть и без картинок. Тогда задача для взрослого становится сложнее. Важно ограничивать идеи ребенка определенным классом, например, «загадай какое-нибудь дикое животное», или «загадай что-нибудь из посуды». Если просто попросить загадать предмет, ребенок 5-7 лет может задумать снег, цирк, геометрическую фигуру, в общем, все, что угодно, что, в общем-то, не соответствует взрослому понятию «предмет».

Вариант 3

Это знакомая многим взрослым игра. Один загадывает нечто, другой должен это отгадать с помощью все тех же вопросов, на которые надо отвечать «да» или «нет». Если центральный игрок, которой что-то загадал, дает отрицательный ответ на вопрос, он к тому же должен снабдить его пояснением. Например, на вопрос «это круглое?», дается не просто ответ «нет», а «нет, это не мяч». Это добавляет игре путаницы и веселья. Однако суть остается той же: надо охватить все возможные свойства объектов и путем их постепенного отсечения прийти к правильному решению. Эта задача сложна еще и тем, что если в первом варианте перед глазами лежит ограниченный набор вариантов, то здесь их – бесконечное количество.

Комментарий: в эту игру лучше играть с детьми не младше 9 лет. Она также вполне интересна для взрослых. В нее часто играют походники в поезде и вообще люди, которые вынуждены как-то коротать длительное время. В коррекционных целях можно напоминать играющим, какие классы свойств существуют (см. вариант 1) .

Эти задания развивают способность ребенка выделять и удерживать значимые признаки ситуации, отсекая лишнее, и принимать решение, основываясь на полном наборе необходимых условий. В такие игры можно играть хоть каждый день. Устные формы, для которых не требуются картинки, удобны, чтобы использовать их по пути куда-нибудь, в транспорте, например. Чем больше ребенок будет анализировать, тем лучше. Важно подбирать задания так, чтобы он не чувствовал, что не может с ними справиться в принципе, чтобы угадывал не только он, но и взрослый. Одним словом, чтобы интерес к игре сохранялся и поддерживался, чтобы задание не превращалось в «обязаловку».

      

Нейропсихологическая коррекция детей  с СДВГ

анные материалы взяты на сайтеhttps://studopedia.ru/12_74517_neyropsihologicheskaya-korrektsiya-detey-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti.html )

Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна включать в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигатель­ные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные телесные упражнения, упраж­нения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное напряжение мышц) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной актив­ности ребенка, негативно сказывается на общем ходе его раз­вития. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, с высоким порогом и длительным латентным периодом возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций. Гипотонус со­четается с замедленной переключаемостыо нервных процес­сов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабо­стью волевых усилий. Наличие гипертонуса, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для таких детей характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравно­мерность и может спровоцировать возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивного ребенка возникают быстро, после корот­кого латентного периода, и также быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собствен­ный тонус и показать варианты работы с ним на самых на­глядных и простых примерах.

Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям (цефало-каудальный закон), от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответствен­но от колен к пальцам ног (проксимодистальный закон).

Дыхательные упражнения улучшают ритмирование орга­низма, развивают самоконтроль и произвольность. Един­ственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы. Нарушение ритма организма (электрическая актив­ность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишеч­ника, пульсация сосудов и т. д.) непременно приводят к на­рушению психического развития ребенка. Умение произ­вольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражне­ния для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момен­та, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без на­пряжения ощущение вдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигать­ся верхняя часть грудной клетки. На этапе освоения глубо­кого дыхания ребенку также предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе — опускается вниз. Дыха­ние (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка. Эффективным при­емом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы («надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии и т. д.).

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разно­направленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию орга­низма. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения. Дело в том, что многие черепные нервы, идущие от продолговатого мозга, включая тройничные, лицевой, отводящие, глазодвигательный и блоковый, соединяются с глазом. Они активизируют дви­жение глазного яблока во всех направлениях, сокращают или расслабляют мышцы зрачка, чтобы регулировать колебания сетчатки, и изменяют форму хрусталика для того, чтобы видеть вблизи и вдали. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обуче­ния. Мозг объединяет их с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Трехмер­ное визуальное восприятие является необходимым услови­ем успешного обучения. К сожалению, в учебной деятельности чаще всего используется двумерное пространство (книга, таблица, тетрадь, компьютер и т. д.), что существенно снижает качество обучения.

Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (дополнительные движения, которые в непроизвольной форме аптомерацированы к самим движениям, которые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе) и мышечных зажимов. Кроме того, развитие «чув­ствования» своего тела способствует обогащению и диффе­ренциации сенсорной информации от самого тела, допол­нительная афферентация (постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция)  тела. Известно, что центром тон­кой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.

В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной актив­ности. Известно, что дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития — ползание, испытывают трудно­сти в обучении. Дело в том, что во время ползания исполь­зуются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизи­рующие развитие мозолистого тела.

При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обес­печивает развитию психических функций. Медленное вы­полнение перекрестных движений способствует активиза­ции вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

У музыкантов, особенно у виолончелистов и пианистов, благодаря большой подвижности их пальцев развиваются тонкая двигательная координация и, следовательно, мозо­листое тело. Известно, что занятия музыкой стимулируют развитие математических способностей.

Кроме того, выразительные движения являются неотъем­лемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и пере­живания, могут более адекватно их выразить.

Понимание себя дает и понимание телесной экспрессии других, т.е. развитие выразительных движений ребенка как средства самовыражения и общения влияет также и на его общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для развития.

Функциональные упражнения целесообразнее проводить по трем основным направлениям:

развитие внимания, произвольности и самоконтроля;

элиминация гиперактивности и импульсивности;

элиминация гнева и агрессии.

Коррекцию следует проводить поэтапно, начиная с од­ной отдельной функции. Гиперактивному ребенку невоз­можно быть одновременно внимательным, неимпульсивным и спокойным. Когда будут достигнуты устойчивые положи­тельные результаты по развитию одной функции, можно переходить к развитию одновременно двух функций, а за­тем и трех. Например, развивая произвольное распределе­ние внимания, необходимо снизить нагрузку на самоконт­роль импульсивности и не ограничивать двигательную ак­тивность. Снижая импульсивность, не стоит работать над концентрацией внимания и ограничивать подвижность. Развивая усидчвость, можно допустить импульсивность и рассеянное внимание.

К упражнениям для развития произвольности относят движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть определенным образом осмыслены, «пере­кодированы» ребенком, на основании чего он дает команду произвести то или иное действие. В процессе занятий сте­пень произвольности может быть различной. Так, инструк­ция для решения задачи типа «делай, как хочешь» не требу­ет программы. Выполнение действий здесь носит механи­ческий характер, и степень произвольности снижается. Оптимальным для развития произвольности являются под­робные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребенка способности к построению собствен­ной программы.

Очень важны четкая повторяющаяся структура занятий, неизменное расположение предметов, что является допол­нительным организующим моментом при формировании произвольности. Еще одним условием развития произволь­ности является соблюдение детьми правил, ритуалов и вре­менного регламента. Кроме того, поочередное приписыва­ние каждому участнику группы роли лидера автоматически повышает степень его доминантности, а следовательно, уро­вень его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг.

Коммуникативные упражнения делятся на три этапа:

1. Индивидуальные упражнения направлены на восста­новление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.

2. Парные упражнения способствуют расширению «от­крытости» по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его.

3. Групповые упражнения через организацию совмест­ной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.

Визуализация является репрезентацией в уме несуществу­ющего объекта, явления или события (зрительные, слуховые, знаковые, осязательные, обонятельные и другие образы). Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следо­вательно, интегрирует работу мозга. Упражнения могут вы­полняться с закрытыми глазами.

Релаксация (состояние расслабленности, возникающее у человека после снятия напряжения) может проводиться как в начале занятия с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции при­обретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (ре­лаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощу­щений) является частью единого процесса. За ней следуют интеграция в движении (невербальный компонент) и в об­суждении (вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для рефлексии ребенком ощущений и навыков, приобретенных в ходе занятия.

Коррекционная работа должна включать в себя различ­ные виды массажей (дополнительная афферентация тела). Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, рас­положенных на ухе, которые соответствуют различным ча­стям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке — голове.

Необходимым условием любого коррекционного процес­са является система наказаний и поощрений, которая разра­батывается всей группой в начале занятий. Наказанием может служить выбывание из игры на «скамью запасных», лишение роли лидера и т. д. В качестве поощрений могут служить различные призы, выбор любимой музыки для со­провождения занятий, ведущая роль в игре и т. д.

При коррекционной работе также необходимо учитывать, что гиперактивные дети не могут длительное время подчи­няться групповым правилам, быстро утомляются, не умеют выслушивать и выполнять инструкции.

Рекомендуется начинать работу с ними с индивидуаль­ных занятий, поэтапно включая их в групповую деятель­ность. Кроме того, для каждого ребенка необходимы инди­видуальная стратегия и тактика взаимодействия.

Можно использовать следующие приемы:

  1. Осуществление гиперактивным ребенком контроля за другими детьми (дежурный на занятии, ведущий в игре, помощник инструктора и т. д.).

  2. Использование часов на занятиях и осуществление контроля гиперактивным ребенком за  временем (хранитель времени).

    3. Использование ритмов с большими паузами или рит­мичной музыки.

Следует помнить, что возможности компенсации ког­нитивных и поведенческих нарушений существенно oграничиваются при отсутствии понимания родителями причин и проявлений этих нарушений. Коррекционно-развивающая работа наиболее эффективна при участии родителей в проведении занятий в группе и дома. Допол­нительными приемами, которыми родители могут вос­пользоваться для коррекции ребенка, могут служить:

1. Ритмирование правого полушария — занятия ритми­кой, хореографией, лыжами, теннисом, верховой ездой.

2. Активизация работы стволовых отделов головного мозга — плавание, ныряние, прыжки на батуте, дыхательная гимнастика.

3. Развитие межполушарного взаимодействия — восточ­ные единоборства (особенно ушу-таолу), кинезиологические упражнения, вязание.

4. Снятие импульсивности и гиперактивности — упражнения с песком, водой и глиной; контрастный душ, облива­ния.

5. Развитие устойчивости внимания:

длительная сортировка и нанизывание бусинок;

• развитие способности к произвольному переключению внимания — чтение алфавита, перемежающегося со счетом:

а, 1, б, 2, в, 3, г, 4, д, 5, е, 6, ё, 7, ж, 8, з, 9, и, 10, и, 11, к, 12, л, 13, м, 14, н, 15, о, 16, п,

17, р, 18, с, 19, т, 20, у, 21, ф, 22, х, 23, ц, 24, ч, 25, ш, 26, щ, 27, ъ, 28, ы, 29, ь, 30, э,

31, ю, 32, я, 33

построчное прослеживание взглядом листа и после­довательное зачеркивание букв «к» и «р»:

асчкльдркбюжхрьоауйчбъхзрсярбюжш щземавчцбртиаскьлрюдзрьтмклюэзьм квуфрнкртчызэюркимрекуырьбдтюхзк ртвсчкитьбджзщроктьдзрьнкмасблдж юркамиьбюджщгнкптрасмжэзьртимкв сакртьоркмитьблркраклшорыцфркмит ьорнек

 

прослеживание взглядом линии от начала до конца, когда она переплетается с другими линиями. Напри­мер, лабиринты, нарисованные американским худож­ником Айзеком Тэйером.

 

свернуть

Гиперактивный ребёнок. 6 подсказок педагогам (Наталья Шамаева)

1

 

 

 

 

свернуть