Психолого-педагогическое сопровождение

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции

Одним из направлений деятельности ГУО «Вилейский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее ЦКРОиР) является определение оптимальных организационно-педагогических условий образовательного процесса по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания. В процессе многолетнего изучения организации психолого-педагогического сопровождения (далее - ППС) в учреждениях образования нашего района, при проведении разного рода мероприятий с администрацией и педагогическими работниками была обозначена проблема недостаточно рациональной организации психолого-педагогического сопровождения. У специалистов учреждений образования, зачастую, нет четких представлений о цели, содержании, способах организации их деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения. Это порождает проблемы в реализации данного типа деятельности и, как следствие, приводит к формальному ее осуществлению.

С целью упорядочения работы по психолого-педагогическому сопровождению специалистами ГУО «Вилейский районный ЦКРОиР» была проведена следующая работа.

  • Изучена литература по проблеме;

  • Разработаны «Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения классов (групп) интегрированного обучения и воспитания» по следующим разделам: документация группы ППС, примерный план работы, вариант диагностической карты, вариант индивидуальной программы, вариант аналитического отчета о деятельности группы ППС;

  • Организовано консультирование администрации, педагогов в учреждениях образования, в ЦКРОиР;

  • Вопросы содержания работы по организации ППС обсуждаются на заседаниях методических объединений учителей-дефектологов и других методических мероприятиях;

  • В январе 2019 года запланирован обучающих курс Института инклюзивного образования «Организация психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения и воспитания и инклюзивного образования» для учителей-дефектологов, педагогов-психологов, администрации учреждений образования.

Изучая литературу по проблеме, мы убедились в недостаточной разработанности данного вопроса в теории. Теоретическое обоснование можно найти у ряда авторов, однако, у каждого автора разные подходы к определению сущности сопровождения. Одни авторы рассматривают его как метод (Е.И.Казакова, В.Э.Пахальян), другие - как помощь и поддержку (Л.М.Шипицына, А.Федотов, Е.А.Винникова, Е.И Капланская), третьи - как систему взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего (Н.Б.Бабкина), четвертые – как систему деятельности (Е.Н.Михайлова, Ю.М.Белякова и др.) Разняться подходы ученых и к определению объекта сопровождения: сопровождение ребенка, сопровождение развития, сопровождение отношений, сопровождение педагогического процесса и др. Неоднозначность трактовки сущности и объекта сопровождения сказывается и на определении цели сопровождения: создание условий для успешного обучения, для позитивного сопровождения, для развития, для повышения эффективности социальной адаптации.

Наиболее оптимальной и упорядоченной нам показалась модель психолого-педагогического сопровождения, предложенная В.В.Гладкой. В данной модели конкретизирована необходимость психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОПФР. Это связано с целым рядом изменений в жизни ребенка, поступающего в учебное заведение: новая социальная роль, новая деятельность, новый режим, новый коллектив, новый характер взаимоотношений. Все это требует от него новых форм поведения (адаптация к новым условиям). Значительно осложняет адаптацию особого ребенка следующее: несоответствие между характером требований в новой деятельности и его возможностями (отставание в развитии); конфликт в сфере личностно-значимых для ребенка отношений (статус «отстающего» - негативное отношение педагога – неудовлетворенность потребности в признании); непрестижное положение в коллективе сверстников - неудовлетворение потребности в контактах со сверстниками; проблема реализации ребенком имеющегося у него потенциала помимо учебной деятельности - перенос статуса «слабый», «отстающий» на другие виды деятельности; недостаточное понимание педагогами и родителями роли имеющегося потенциала в развитии ребенка.

В.В.Гладкая рассматривает психолого-педагогическое сопровождение как особой направленности деятельность специалистов, имеющая целью предупреждение или устранение проблем, приводящих к дезадаптации, и объектом сопровождения выступает ребенок с ОПФР. Результат сопровождения - создание благоприятных условий для успешной позитивной самореализации ребенка с ОПФР.

Определив объект, цель и сущность психолого-педагогического сопровождения, можно определить содержание деятельности специалистов сопровождения - охват вниманием всех сторон жизнедеятельности ребенка (учение, внеучебная деятельность, общение, межличностные отношения, реализация имеющегося потенциала). Из предложенного содержания вытекает необходимость участия в психолого-педагогическом сопровождении различных школьных специалистов (учителя, воспитатели, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, руководители кружков, медицинские работники и т.д.) – команды или группы.

В содержании и организации работы специалистов группы ППС есть принципиальные отличия по сравнению с их традиционной профессиональной деятельностью. В рамках традиционной профессиональной деятельности специалисты занимаются тем, что положено знать детям с точки зрения программы. В рамках сопровождения – исходя из конкретной ситуации в школьной жизнедеятельности у определенного ученика. Коррекционная работа проводится не только учителем-дефектологом, но и другими специалистами по преодолению (ослаблению) нарушений развития. И еще один аспект – психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОПФР может осуществляться в действиях, не связанных с самим ребенком непосредственно, а предусматривать работу с педагогами, родителями, сверстниками.

Деятельность группы ППС может осуществляться в двух направлениях: профилактическом и коррекционном. В рамках профилактического направления деятельность специалистов направлена на создание условий, которые помогут предотвратить ситуации школьной дезадаптации, и может осуществляться как с ребенком с ОПФР, так и с остальными участниками образовательного процесса. Коррекционное направление предусматривает адресную работу в конкретной ситуации дезадаптации ребенка. Именно в этом случае необходимо грамотно и четко квалифицировать проблему, определить причину ее возникновения и определить членов группы сопровождения, которые будут участвовать в разрешении данной проблемы. Так как практика показывает, что не все дети с ОПФР сталкиваются с проблемой школьной дезадаптации, то и не для каждого ребенка есть необходимость осуществлять сопровождение в плоскости коррекционного направления.

Соответственно направлениям могут разрабатываться два типа индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения – профилактические и коррекционные.

Деятельности группы психолого-педагогического сопровождения отражаться в следующих этапах: подготовительный, диагностико-проектировочный, деятельностный, аналитический. Данные этапы должны быть отражены в плане работы группы сопровождения на учебный год.

Материал подготовлен педагогом-психологом центра Филистович Н.М.

 

свернуть

Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения классов (групп) интегрированного обучения и воспитания

  Рекомендации  по организации психолого-педагогического сопровождения 

классов (групп) интегрированного обучения и воспитания

Перечень нормативных правовых документов и литературы по данному вопросу смотрите в пособии В.И.Олешкевич «Организация интегрированного обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития». - М. Издательский центр БГУ, 2015г. (стр.102 - 109).

         При организации работы   группы сопровождения необходимо руководствоваться инструктивно-методическим письмом «Об организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного и общего среднего образования в 2012/2013 уч. году».

        По-прежнему актуальной остается проблема осуществления социально-педагогической поддержки и психологической помощи обучающимся с ОПФР в условиях образовательной интеграции. Многолетний опыт показывает, что лишь тесное взаимодействие администрации учреждения образования, социально-педагогической и психологической службы. педагогического коллектива и родителей ведет к достижению оптимального результата при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с ОПФР.

         В учреждении образования по решению его руководителя может создаваться группа психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР. В состав группы сопровождения могут входить:

  • представитель администрации, на которого возложена функция куратора образовательного процесса детей с ОПФР (руководитель группы);
  • педагогические (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учителя, воспитатели, работающие с учащимися с ОПФР, педагог социальный) и другие работники учреждения образования.

       В учреждениях образования, расположенных в сельской местности, возможно создание межшкольной (межрегиональной) группы сопровождения. Решение о создании такой группы принимает орган управления образованием, на территории которого расположены учреждения образования. В таком случае могут включаться специалисты опорных учреждений образования, ЦКРОиР, координирующего деятельность в сфере специального образования в регионе.

         Деятельность группы сопровождения может быть направлена на выбор адекватных методов и приемов обучения, адаптацию учебных программ учреждений образования для обучающихся с ОПФР и другое.

         На основе оценки состояния каждого ребенка с ОПФР и оценки динамики его развития и образования группа сопровождения на уровне дошкольного образования и на 1 ступени общего среднего образования может выступать перед ЦКРОиР инициатором пересмотра учебной программы и (или) учебного плана специального образования на уровне общего среднего образования, а также сроков обучения для учащихся с нарушениями зрения, и учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

         Своевременное внесение корректив в организационные и содержательные аспекты образовательного процесса позволит повысить качества специального образования. Определение содержания образования от конкретного ребенка создает оптимальные условия для его личностного развития, обучения, воспитания и в целом способствует повышению качества интеграции в обществе.

         Непременным условием работы группы сопровождения должна стать активная работа по включению в образовательный процесс родителей детей с ОПФР и их семей. Эффективность интегрированного обучения основана на партнерстве родителей, учреждения образования и самого обучающегося с ОПФР. Законные представители должны принимать активное участие в обсуждении программы коррекционных занятий и посильное участие в реализации коррекционно-развивающей работы в условиях семьи.  Семья – ближайшее постоянное социальное окружение ребенка.  Семья, где живет и воспитывается ребенок с ОПФР, требует особой заботы и внимания.  Работа с семьями может быть направлена на:

  • просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии, гигиены детского возраста;
  • получение ими научно-популярных знаний об отличительных особенностях детского организма;
  • развитие умений наблюдать за ребенком, организовывать его разнообразную деятельность («семейные чтения», «семейные развлечения»);
  • выбор сверстников для общения, совместных игр и прогулок;
  • уважение даже в самых маленьких детях человеческой личности и соблюдение их прав;
  • единство подходов к воспитанию со стороны матери, отца и другое.

         Изучение особенностей внутрисемейного воспитания поможет членам группы сопровождения определить, если это необходимо, направления работы по коррекции детско-родительских отношений (достижение безусловного принятия ребенка матерью, повышение роли отца в его воспитании и др.).

         Особое внимание необходимо уделять работе активному включению детей с ОПФР в жизнь школы во внеурочное время, организации волонтерского движения, планированию содержательной работы по предупреждению негативных моментов интеграции, формированию позитивного отношения к детям с ОПФР у сотрудников учреждения образования и родителей детей, не имеющих особенностей психофизического развития.

         Деятельность группы сопровождения может отражаться в:

  • годовом плане работы группы психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР;
  • индивидуальных картах психолого-педагогического сопровождения (на каждого обучающегося с ОПФР);
  • рабочих материалах заседания группы (вопросы, рассматриваемые на заседаниях, охват обучающихся с ОПФР, периодичность проведения заседаний, аналитические материалы результативности работы группы).

         Каждый член группы сопровождения должен соблюдать профессиональную этику, не распространять сведения, полученные в результате изучения индивидуально-типологических особенностей ребенка, консультативной работы или других видов деятельности, если это может нанести вред ребенку с ОПФР или его семье.

 

         Предлагаем  вашему вниманию  для ознакомления и использования в работе примерную модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в учреждениях дошкольного и общего среднего образования.

                                                                                     

I раздел

             ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ЦКРО и Р  ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ  ИНТЕГРИРОВАННОГО  ОБУЧЕНИЯ.

ЦЕЛЬ: определение  оптимальных организационно-педагогических условий образовательного процесса по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания.

 

Направления деятельности ЦКРОиР

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 1

Обследование ребенка в ЦКРОиР командой специалистов психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

  • Составление заключения ЦКРОиР по результатам обследования ПМПК.
  • Определение программы обучения и образовательного маршрута ребенка в соответствии со структурой выявленного  нарушения,  его познавательными возможностями.
  • Согласие законного представителя с заключением  ЦКРОиР.
  • Занесение сведений о ребенке в районный  банк данных детей с ОПФР Вилейского района.

В течение

года

2

Прогнозирование   сети интегрированных классов (групп) в учреждениях образования

 

  • Составление аналитической информации об организации интегрированного обучения в учреждениях образования (к-во уч-ся с ОПФР, классов полной и неполной наполняемости, учреждений образования, где необходимо открыть классы (группы) интегрированного обучения.
  •  Изучение запросов родителей.
  • Собеседование (возможно в ходе посещения) с администрацией учреждений образования по вопросам                 организации интегрированного обучения,      возможности  для трудового обучения в данном учреждении.
  • Кадровое  обеспечение.
  • Предметно-пространственная среда.
  • Безбарьерная среда.
  • Рациональное комплектование классов (групп).
  • Составление предварительной тарификации.  

Май - июнь

 

 

 

 

 

Июнь

3

Утверждение  сети специальных групп,  классов (групп) интегрированного обучения и воспитания.

  • Подготовка   информации в планово-экономический отдел образования, спорта и туризма.
  • Подготовка информации для приказа “Об организации образовательного процесса детей с  ОПФР в учреждениях образования  Вилейского района.

Июнь

 

Август-сентябрь

 

4

Совместная работа с администрацией учреждения образования

  • Согласование учебных планов.
  • Собеседование с администрацией учреждения образования по организационным вопросам.
  • Согласование графиков выезда специалистов

 ЦКРОиР в учреждения образования.

Август

Сентябрь

Сентябрь

5

Совместная работа с каждым учителем-дефектологом интегрированного класса (группы), специальной группы

  • Знакомство учителя-дефектолога с контингентом учащихся.
  • Знакомство с квалификацией физических и (или)психических нарушений (в заключении

ЦКРОиР) каждого ребенка.

  • Выяснение проблемного поля деятельности учителя-дефектолога с данным интегрированным классом (группой).

Сентябрь

 

6

Консультативная работа с педагогами

  • Обеспечение учебниками и учебными пособиями.
  • Оформление  документации.
  • Выездное коррекционно-педагогическое консультирование специалистами центра (по запросам).

Сентябрь

Сентябрь

В течение года

7

Методическая работа

  • Районные семинары-практикумы, тренинги, педагогические чтения, педагогические мастерские,  круглые столы.
  • Открытые уроки,  коррекционные занятия, целевые взаимопосещения  (в рамках МО).
  • Обобщение опыта работы.
  • Разработки памяток и методических рекомендаций.
  • Проведение смотров-конкурсов.
  • Организация методической копилки.
  • Отчеты учителей по самообразовани.
  • Консультирование молодых и начинающих специалистов.

В течение года

8

Консультативная работа с родителями

  • Проведение консультаций, бесед, круглых столов.
  • Составление информационных памяток, буклетов.

Июнь

9

Аналитическая деятельность

  • Анализ организации  работы классов (групп) интегрированного обучения по итогам года

Июнь

                                              

II раздел

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ КОМПЛЕКСНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОПФР

 

(группа психолого-педагогического сопровождения)

ЦЕЛЬ: создание в учреждении образования адаптивной среды для ребенка с особенностями психофизического развития.

 

Примерное содержание деятельности

Срок выполнения

1

 

Собеседование администрации ГУО с директором ЦКРОиР по вопросам организации образовательного процесса детей с ОПФР

 

Август

2

Согласование учебных планов.

Август

3

Приказ по учреждению образования об организации обучения детей с ОПФР.

Не позднее

 1 сентября

4

Изучения нормативных правовых документов и распорядительных актов по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОПФР.

Сентябрь

5

Приказ по учреждению о создании группы ППС (обязательно)

На 1 сентября

6

Утверждение годового плана группы ППС

Сентябрь

7

Изучение индивидуальных материалов на каждого ребенка с ОПФР (заключение, рекомендации, психолог-педагогическая характеристика)

Сентябрь

8

Базовая диагностика специалистами сопровождения ребенка с ОПФР (диагностика социальной среды, педагогическая, психологическая, медицинская диагностика, диагностика семьи)

Сентябрь

9

Заполнение диагностических карт психолого-педагогического сопровождения на каждого ребенка с ОПФР

Сентябрь
10

Составление и ведение индивидуальных карт психолого-педагогического сопровождения 

Сентябрь

11

Проведение плановых заседаний группы ППС (форма проведения – на усмотрение специалистов.  может быть, например, как мини-консилиум).

Не реже 1 раза в четверть

12

Промежуточная оценка эффективности образовательного процесса каждого учащегося (воспитанника) с ОПФР:

  •       по отдельным учебным предметам,
  •       по направлениям работы специалистов группы сопровождения (социум, личностное развитие, межличностные взаимоотношения в семье, в среде сверстников и др.)

Не реже 1 раза в четверть

13

Профориентационная работа с учащимися с ОПФР

В теч. года

14

Патронатное сопровождение выпускника с ОПФР

В теч. 2-х лет

15

Анализ работы группы ППС

 

Май-июнь

      ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

1

Разъяснение  родителям  идеи совместного обучения. Формирование толерантности (родительские собрания, тренинги, мероприятия, конкурсы, выставки и т.д.)

В течение года, по плану

2

Организация индивидуальной  работы с родителями детей с ОПФР (посещение семьи на дому, индивидуальные беседы и консультации, привлечение родителей к участию  в подготовке и проведении  воспитательных мероприятий, анкетирование и т.д.)

В течение  года

3

Организация коллективных форм  работы с родителями (родительские собрания, родительская школа, педагогическая гостиная, лектории, семинары, вечера вопросов и ответов и др.)

В течение   года

4

Организация интерактивных форм работы с родителями с целью повышения  эффективности воспитательного воздействия на ребенка с ОПФР, укрепление веры в себя, как компетентного родителя (психологические тренинги, терапевтические родительские группы, родительский клуб, коррекционные занятия в системе «ребенок-родитель-специалист»)

В течение   года

5

Организация просветительской работы с целью  повышения психолого-педагогической компетентности родителей, оказания помощи в овладении родителями психолого-педагогической культурой построения взаимоотношений с детьми (семинары, педагогические чтения, лектории, информационные бюллетени ,дни открытых дверей, анализ видеоматериалов, наблюдение, родительские уголки, папки-передвижки, выставки, обмен литературой, обмен опытом и т.д.)

В течение  года

                                       

           

Приложение 6

к Методическим рекомендациям по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания

 

Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения

_________________________________________________________

(Фамилия, имя ребенка, класс (группа), дата рождения)

обучающегося по учебному плану __________________________________________________________

 

Выявленные

проблемы, трудности

Причины

Цель работы

(результат, который хотим получить)

Мероприятия по достижению поставленной цели

Сроки

Ответственные за выполнение

Примечания

(отметка о выполнении, замечания)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участники группы психолого-педагогического сопровождения: ___________________________________

Примечание:

- индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения разрабатывается на заседании группы психолого- педагогического сопровождения на основе диагностической карты психолого-педагогического сопровождения;

- в случае необходимости по каждой из выявленных проблем разрабатывается отдельный план мероприятий

свернуть

Документация группы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особенностями психофизического развития

Деятельность группы психолого-педагогического сопровождения отражается в следующем комплекте документов:

  1. Приказ по учреждению образования о создании группы психолого-педагогического сопровождения.

  2. План работы группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР на учебный год.

  3. Диагностические карты психолого-педагогического сопровождения на каждого учащегося с ОПФР.

  4. Индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения каждого ученика.

  5. Рабочие материалы заседаний группы психолого-педагогического сопровождения (форму представления материалов определяет группа).

  6. Аналитический отчет о деятельности группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР за учебный год.


 

свернуть

Примерный план работы группы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особенностями психофизического развития

 

Примерный план работы группы

психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особенностями психофизического развития на _____/_____ учебный год

 

Цель деятельности

Содержание деятельности

Форма реализации

Сроки

Подготовительный этап

Определение состава группы ППС

Принятие решения о необходимости создания группы ППС

Приказ директора (заведую-щего)

До 01.09

Обеспечение единого и четкого понимания членами группы цели и специфики содержания их деятельности в рамках сопровождения

Коллективное обсуждение специфики содержания предстоящей деятельности группы ППС.

Составление плана работы группы ППС на учебный год

Круглый стол

До 03.09

 

Диагностико-проектировочный этап

Повышение компетентности членов группы ППС в области способов выявления проблем, приводящих к школьной дезадаптации ребенка с ОПФР

Коллективное обсуждение содержания диагностической карты.

Составление скоординированных программ диагностической деятельности членов группы ППС

Семинар-практикум

До 17.09

Получение всесторонней информации о взаимоотношениях между каждым ребенком с ОПФР и различными составляющими школьной жизни

Реализация программ диагностической деятельности членами группы ППС

Индивиду-альная диагности-ка. Совмест-ные посещения уроков, занятий

До

05 .10

Выявление наличия либо отсутствия проблем в жизнедеятельности детей с ОПФР.

Определение содержания психолого-педагогического сопровождения

Коллективное обсуждение результатов диагностической деятельности членов ППС и заполнение диагностической карты на каждого обучающегося.

Разработка индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Определение модели взаимодействия специалистов в процессе реализации программ

Психолого-педагоги-ческий консилиум

До

10.10

Деятельностный этап

Профилактика/устранение проблем в жизнедеятельности обучающихся с ОПФР

Реализация индивидуальных программ

На основании содержа-ния программ и моделей взаимодействия

Окт. -апрель

Оценка результативности индивидуальных программ, степени достижения поставленных целей

Коллективный анализ результативности деятельности в рамках индивидуальных программ. Определение дальнейшей работы по реализации индивидуальных программ (в соответствии с результатами анализа)

Психолого-педагоги-ческий консилиум

Осенние, зимние, весенние каникулы

Повышение уровня компетентности членов группы ППС в вопросах сопровождения. Развитие способности специалистов работать в команде, взаимодействовать

Тематика семинаров и других форм взаимодействия планируется с учетом актуальности для каждого учреждения образования

Семинар-практикум

Теорети-ческий семинар

Открытый урок (занятие)

Дискуссия

 

Аналитический этап

Оценка результативности индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения, степени достижения поставленных целей

Коллективный анализ членами группы ППС результативности сопровождения учащихся по реализованным индивидуальным программам

Психолого-педагоги-ческий консилиум

Май

Выявление эффективных способов деятельности группы ППС

Самоанализ каждым специалистам своей деятельности в качестве члена группы.

Анализ реализованных моделей и форм взаимодействия членов группы ППС

Круглый стол

Май

Подведение итогов работы группы ППС за учебный год

Анализ деятельности группы психолого-педагогического сопровождения в … году

Аналитический отчет

До 25 мая

 

 

План работы группы ППС может иметь разную форму, однако при этом должен отражать основные виды и этапы деятельности группы сопровождения.

Так как в содержании деятельности психолого-педагогического сопровождения может быть два направления работы – профилактическое и коррекционное, то это также может найти отражения в плане работы группы сопровождения.

 

Профилактическое направление деятельности

Коррекционное направление деятельности

Цели

Содержание

Формы

Сроки

Цели

Содержание

Формы реализации реализации

Сроки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Диагностическая карта психолого-педагогического сопровождения

Диагностическая карта психолого-педагогического сопровождения

 

Ф.И.О ребенка________________________________________________________

обучающегося по учебному плану _______________________________________

____________________________________________________________________

в классе(группе)______________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

  1. Состояние здоровья

Группа здоровья

Болезненность

Жалобы р-ка на здоровье, в каких ситуациях отмечаются

Жалобы со стороны родителей в связи с состоянием здоровья ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Состояние развития

Нарушения развития

Потребность в создании особой образовательной среды

 

Предметные ресурсы

Пространствен-

ные ресурсы

Организацион

но-смысловые

Социально-психологичес-кие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Учебная деятельность

Низкая успешность в усвоении учебных программ

Отношение к учебной деятельности

Проблемы качества учебной деятельности ребенка на уроках

Проблемы качества выполнения домашних заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы поведения на уроках

Проблемы во взаимоотношениях, общении с учителями

Проблемы во взаимоотношениях, взаимодействии с одноклассниками

Положительные стороны деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Внеучебная деятельность

Интересы, способности ребенка

Общественные поручения в классе, школе, отношение к ним

Участие в кружках, в мероприятиях класса, школы, вне школы

Положительные стороны деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы личной гигиены, внешнего вида р-ка

Проблемы в поведении

Проблемы во взаимоотношениях, в общении с педагогами

Статус в коллективе. Проблемы в общении, во взаимоотношениях с детьми

  1. Ребенок и семья

Проблемы отношения к ребенку в семье

Проблемы в системе отношений школа - семья

Проблемы поведения ребенка дома, общения с близкими

Проблемы выполнения домашних учебных заданий

Занятия ребенка в свободное время, домашние обязанности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Личностные качества ребенка

 

Отмечаемые педагогами

Отмечаемые педагогами во внеучебной деятельности

Отмечаемые законными представителями ребенка

Отмечаемые сверстниками

Положитель-

ные личностные качества

 

 

 

 

Отрицательные личностные качества, вредные привычки

 

 

 

 

 

 

Проблемы:_______________________________________________________

Причины ________________________________________________

 

Необходимость в разработке программы психолого-педагогического сопровождения:

профилактическая / коррекционная (указать тип программы)

____________________________________________________________________

 

 

свернуть

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения

(примерная)

Ф.И.О ребенка_____________________________________________________

обучающегося по учебному плану_____________________________________

___________________________________________________________________

в классе (группе)____________________________________________________

 

Коррекционная программа

Дата составления ___________________________________________________

Члены группы ППС, участвующие в реализации программы сопровождения:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

Члены группы ППС

Содержание работы

Формы работы

Сроки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка успешности реализации программы

Дата: ____________________________________________________________

Результативность реализации индивидуальной программы ППС ____________

____________________________________________________________________

Необходимость корректировки содержания деятельности (нет/да, в каком направлении): ________________________________________________________

____________________________________________________________________

Выводы: ____________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Оценка успешности реализации программы проводится с той периодичностью, которую устанавливает группа сопровождения (раз в месяц, раз в четверть и т.д.).

На основании результатов проведенной оценки программа может корректироваться, дополняться, а также изменяться по типу.

свернуть

Аналитический отчет о деятельности группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития

Аналитический отчет о деятельности группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития (примерная схема)

В конце учебного года руководитель группы ППС составляет аналитический отчет. Анализ и оценку результативности деятельности проводит по двум направлениям:

  • В отношении обучающихся с ОПФР;

  • В отношении работы, взаимодействия членов группы сопровождения.


 

  1. Сколько детей с ОПФР были охвачены деятельностью психолого-педагогического сопровождения.

  2. Какие типы индивидуальных программ были разработаны для этих обучающихся в начале учебного года.

  3. Какова успешность реализации профилактических программ.

  4. Какие проблемы в жизни обучающихся с ОПФР решались в рамках коррекционных программ. Какова успешность их реализации. За какой период времени были получены желаемые результаты.

  5. Наиболее и наименее удачные пути, способы работы специалистов по устранению проблем.

  6. Оценка уровня взаимодействия членов группы сопровождения.

  7. Наиболее успешные формы работы в данном направлении.

  8. Проблемы в деятельности группы, оставшиеся нерешенными.

  9. Направления совершенствования деятельности группы сопровождения.

свернуть

Содержание деятельности специалистов по психолого-педагогическому сопровождению учащихся с ОПФР

Руководитель ГУО:

  • содействует формированию позитивного отношения у всего педагогического коллектива к интегрированному обучению и воспитанию детей с разными познавательными возможностями и образовательными потребностями;

  • содействует организации необходимой адаптивной образовательной среды для учащихся на основе комплексной оценки актуальной ситуации развития детей и адресного моделирования оптимальных для них условия;

  • обеспечивает базовые условия деятельности специалистов сопровождения (кабинет для занятий учителя-дефектолога, оборудование, освещение, ТСО и ЭСО и др.);

  • готовит приказ по учреждению образования об организации обучения детей с ОПФР;

  • готовит приказ по учреждению образования о создании группы психолого-педагогического сопровождения (ППС);

  • утверждает годовой план ППС;

  • анализирует эффективность проводимой работы по сопровождению, контролирует ее организацию;

                                                                                                                      

Заместитель руководителя, курирующий вопросы организации работы классов (групп) интегрированного обучения и воспитания (ключевая фигура):

  • возглавляет и координирует деятельность и взаимодействие специалистов группы сопровождения;

  • вырабатывает общую стратегию работы педагогов с учащимися (воспитанниками) с ОПФР;

  • анализирует деятельность группы сопровождения, ее результативность;

  • проводит самоанализ собственной деятельности как участник группы сопровождения.

  • организует и контролирует работу учителей-предметников по оказанию им поддержки учащемуся с ОПФР;

  • контролирует выполнение предметниками рекомендаций специалистов по организации работы с учащимся с ОПФР;

  • проводит заседания группы ППС (протокол) 1 раз в четверть (рекомендовано), где обсуждаются результаты продвижения каждого ребенка при обязательном участии всех педагогов, работающих в классах (группах) интегрированного обучения и воспитания, вырабатываются оптимальные направления работы.

                                                                                       

Учитель-дефектолог класса (группы) интегрированного обучения и воспитания

  • проводит базовое диагностическое обследование, участвует в заполнении диагностической карты (приложение 5 к Методическим рекомендациям по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания от 26.08.2016 г.);

  • участвует в заполнении индивидуальной карты психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка с ОПФР (приложение 6 к Методическим рекомендациям по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания от 26.08.2016 г.);

  • осуществляет образовательный и коррекционный процесс, обеспечивает проведение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий с детьми в соответствие с программами специального образования;

                                                                                                  

Классный руководитель (воспитатель)

  • знакомится с учащимся (воспитанниками) с ОПФР, его личностными, познавательными особенностями, учебными трудностями, участвует в заполнении диагностической карты (приложение 5 к Методическим рекомендациям по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания от 26.08.2016 г.);

  • участвует в заполнении индивидуальной карты психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка с ОПФР (приложение 6 к Методическим рекомендациям по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания от 26.08.2016 г.);

  • знакомится и поддерживает связь с родителями учащегося (воспитанника) с ОПФР;

  • оказывает помощь каждому ребенку в адаптации к условиям обучения и воспитания в ГУО;

  • способствует включению детей с особенностями психофизического развития в досуговую деятельность;

  • участвует в организации профориентационной работы с детьми с особенностями психофизического развития;

  • участвует в осуществлении патронатного сопровождения учащихся с ОПФР (в течение 2-х лет).

                                                                   

Педагог-психолог

  • проводит необходимую психологическую диагностику, участвует в заполнении диагностической карты(приложение 5 к Методическим рекомендациям по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания от 26.08.2016 г.);

  • участвует в заполнении индивидуальной карты психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка с ОПФР (приложение 6 к Методическим рекомендациям по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания от 26.08.2016 г.);

  • оказывает поддержку педагогам по обеспечению эффективных подходов в условиях образовательной интеграции (индивидуальное и групповое консультирование педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения);

  • проводит индивидуальное и групповое консультирование учащихся, педагогов и родителей;

  • проводит развивающие и коррекционные занятия с детьми с ОПФР;

  • способствует формированию психологической культуры, психолого- педагогической компетентности участников сопровождения: ученика, педагога, родителя, администрации;

                                                                                                    

Педагог социальный

  • проводит необходимую диагностику, участвует в заполнении диагностической карты (приложение 5 к Методическим рекомендациям по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания от 26.08.2016 г.);

  • предоставляет участникам сопровождения необходимую информацию о семьях учащихся с ОПФР, об условиях жизни, особенностях семейного воспитания, социально-психологическом климате в семье с рекомендациями по ее использованию, участвует в заполнении индивидуальной карты психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка с ОПФР (приложение 6 к Методическим рекомендациям по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания от 26.08.2016 г.);

  • проводит консультации для родителей учащихся интегрированных классов (групп);

  • координирует взаимодействие педагогов и родителей в обучении и воспитании учащихся с ОПФР через семью, способствует решению возникающих конфликтных социальных проблем в пределах своей компетенции.

                                                                                                        

Медицинский работник

  • разрабатывает и дает медицинские рекомендации для педагогов в целях обеспечения здоровьесберегающей среды для учащихся с ОПФР;

  • обеспечивает повседневный санитарно-гигиенический режим;

  • осуществляет ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием детей с ОПФР; осуществляет контроль за питанием детей;

                                                                                                        

Учителя-предметники

  • знакомятся с основными показателями учебной деятельности, личностными особенностями, особенностями коммуникативной культуры учащегося с ОПФР;

  • учитывают индивидуальные особенности ребенка с ОПФР;

  • создают ситуации успеха во время образовательного процесса;

                                                                                                           

Учитель физической культуры (физкультурный руководитель)

  • выполняет программу физического воспитания с учетом рекомендаций других специалистов психолого-педагогического сопровождения;

                                                              

Музыкальный руководитель

  • выполняет программу музыкального воспитания с учетом рекомендаций других специалистов психолого-педагогического сопровождения;

  • реализовывает программу дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной, театральной и др. терапии с учетом рекомендаций

свернуть

Литература по организации психолого-педагогического сопровождения

  1. Аликина, Е. Социально-психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в сельской школе / Е. Аликина // Социальная педагогика. - 2007. - №4.-С. 55-58.
  2. Ананьева, Т. В. Психолого-педагогическое сопро­вождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка / Т. В. Ананьева // Воспитание и обучение детей с нарушени­ями развития. - 2007. - № 1. - С. 64-67.
  3. Бабкина, Н. В, Психологическое сопровождение де­тей с ЗПР в общеобразовательной школе / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2006. - № 4. - С. 38-45.
  4. Балабайко А. А. Программа «Психолого-педагоги­ческое сопровождение предпрофильной подготовки и про­фильного обучения» / А. А. Балабайко, А. П. Боровых,Т. В. Литвинова //Завуч: управление современной школой. - 2008. -№1. -С. 61-71.
  5. Басова, Е. Н. Психологическое сопровождение лич­ностного и профессионального самоопределения студентов / Е. Н. Басова // Использование инновационных педагоги­ческих технологий в учреждениях образования: материалы Междунар. науч.-практ.конф., Минск, 18-19декабря2008г. /Академия последипломного образования; под ред. Г. И. Николаенко. - Минск: АПО, 2008. - С. 59-62.
  6. Белякова, Ю. М. Нормативное обеспечение психо­лого-педагогического и медико-социального сопровожде­ния / Ю. М. Белякова, 3. Г. Кожанова, Г. Н. Кулакова, А. К. Кушев, Е. В. Лебедева, Н. О. Томилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 1. - С.58-68.
  7. Белякова, Ю. М. Организация службы психолого- педагогического и медико-социального сопровождения на муниципальном уровне / Ю. М. Белякова, 3. Г. Кожанова, Г. Н. Кулакова, А. К. Кушев, Е. В. Лебедева, Н. О. Томилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2005.
  8. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - М.: Генезис, 2000. - 298 с.
  9. Битянова, М. Р. Социальная психология: наука, практика, образ мыслей: учебное пособие / М. Р. Битянова. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с.
  10. Бугаева, Т. И. Организация психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях консультативно-диагностического центра вуза / Т. И. Бугаева, В. М. Ермолова,Е. Н. Российская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 6. - С. 57-59.
  11. Вильшанская, А. Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения /А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 5. - С. 66-74.
  12. Вильшанская, А. Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 6. - С. 66-69.
  13. Винникова, Е.А. Организация психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) Дзержинского района / Е. А. Винникова //Кiраванне у адукацыi. - 2006. - № 3. - С. 41-49.
  14. Винникова, Е. А. Региональная модель психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития / Е. А. Винникова, М. И. Петрова // Дэфекталог1я. - 2005. - № 3. - С. 28-32.
  15. Винокурова, Г. А. Психологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития на этапе перехода в среднее звено школы / Г. А. Винокурова // Дефектология. - 2004. - № 6. - С. 32-34.
  16. Волосовец, Т. Е. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования / Т. Е. Волосовец, А. В. Егорова // Воспитание школьников. - 2004. - № 5. - С. 2-9.
  17. Гладкая, В. В. Актуальные вопросы содержания и методической стороны деятельности группы психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в общеобразовательной школе /В. В. Гладкая //. Кiраванне у адукацыi - 2010. - № 7. - С. 4-14.
  18. Гладкая, В. В. Модель психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении в общеобразовательной школе / В. В. Гладкая // Зборнiк навуковых прац Акадэмii паслядыпломнай адукацыi. - Вып. 8. - 2010. - С. 85-101.
  19. Гладкая, В. В. Модель психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития в учреждении общего среднего образования / В. В. Гладкая // Адукацыя i выхаванне. - 2016. - № 10. - С. 71-78.
  20. Гнетковская, М. Г. Концепция психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса /М. Г. Гнетковская // Завуч: управление современной школой. - 2007. -№ 3. - С. 33-39.
  21. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и ... неопределенность / А. Н. Дахин // Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 21-26.
  22. Жмачинская, Н. Л. Организация деятельности группы психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в общеобразовательном учреждении / Н. Л. Жмачинская // Кiраванне у адукацыi. - 2010. - № 7. - С. 31-39.
  23. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного и общего среднего образования в 2012/2013 учебном году» [Электронный ресурс]
  24. Казакова, Г. М. Дидактическое сопровождение и структура занятий с детьми старшего дошкольного возраста / Г. М. Казакова // Методист. - 2008. - № 4. - С. 64-67.
  25. Калягин, В. А. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях / В. А. Калягин, Ю. Т. Матасов, Т. С. Овчинникова. - СПб.: КАРО, 2005. - 240с.
  26. Капланская, Е. И. Об образовательной программе УВК / Е. И. Капланская // Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: новые учебные программы и методические материалы. - Кн.1. /под ред. А. М. Щербаковой. - М.: НЦ ЭНАС, 2001.-С. 11-15.
  27. Киселева, Н. Г. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации учащихся лицея / Н. Г. Киселева // Псiхалогiя. - 2007. - № 2. - С. 25-29.
  28. Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. - 400с.
  29. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой / Институт специальной педагогики и психологии. - СПб.: Речь, 2000. - 108 с.
  30. Комплексное сопровождение развития учащихся: программы, развивающие занятия, рекомендации / авт.сост. Е. В. Меттус. - Волгоград: Учитель, 2007. - 122 с.
  31. Коноплева,А. Н. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями психофизического развития / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская, Б. Ч. Хвойницкая // Дэфекталогiя. - 2004. - № 4. - С. 3-11.
  32. Короткое, К. С. Создание условий для психолого-педагогического сопровождения обучающихся коррекционных групп в профессиональном училище / К. С. Короткое // Дефектология. - 2006. - № 6. - С. 79-81.
  33. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др.; под ред. Г. Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2001. - 320 с.
  34. Кумарина, Г. Ф, На пути к адаптивному образованию: актуальные вопросы теории и практики / Г. Ф. Кумарина. - Минск: Зорны Верасок, 2013.
  35. Лещинская, Т. Л. Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями / Т. Л. Лещинская, В. Ч. Хвойницкая // Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями: пособие для учителей, психологов и родителей детей с ограниченными возможностями / А. Н. Коноплева и др.; науч. ред. Т. Л. Лещинская. - Минск: НИО, 2005. - С. 203-221.
  36. Луцевич, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению: от теории к практике / Л. В. Луцевич // Вестк адукацыь - 2006. - № 12. - С.39-52.
  37. Мамайчук, И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития: научно-практическое руководство / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. - СПб.: Речь, 2004.-352с.
  38. Методические рекомендации по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания: утв. М-вом образования Респ. Беларусь 26.08.2016 [Электронный ресурс] / СдёаЪаяа.ш - Режим доступа: пирв://218аЪа2а.ги/с1ос/194821.Мт1 Дата доступа: 29.08.2018.
  39. Михайлова, Е. Н. Социальная адаптация детей с церебральным параличом в процессе психолого-педагогического сопровождения / Е. Н. Михайлова // Дэфекталогiя. - 2006. -№ 6. -С. 14-22.
  40. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 3-е изд., стереотипное. - М.: АЗЪ, 1996. - 928 с.
  41. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под ред. С. Е. Гайдукевич. - Минск: Университетское, 2006. - 68 с.
  42. Осъмушкина, И. Н. Программа «Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения» / И. Н. Осьмушкина, Г. Ф. Гогунская, Ю. А. Чеботарь // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 7. - С. 63-70.
  43. Павличенко, Е. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса / Е. Павличенко // Воспитание школьников. - 2006. -
  44. Пархомович, В. В. Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с отклонениями в развитии / В. Б. Пархомович // Дэфекталогiя. - 2003. - № 5. - С. 12-17.
  45. Пахалъян, В. Э. Психопрофилактика в образовании / В. Э. Пахальян.// Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 38-44.
  46. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 136 «Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь» [Электронный ресурс] / Белзакон.пей. - Режим доступа: М1;р://Ъе12а1соп. пеЪ/Законодательство/Постановление_Министерства_образования_РБ/2011/58816 Дата доступа: 17.06.2018.
  47. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2006 № 85 «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания» (Национальный рееестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 200, 8/15353) [Электронный ресурс] / – Режим доступа: ;1;р://Ъе12а1соп.пе1; /Законодательство/Постановkение_Министерства_образования РБ/2006/ 74413 Дата доступа: 29.08.2018.
  48. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога / под ред. Л. М. Шипицыной. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 528 с.
  49. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных школьников / авт.-сост. А. В. Комарова. - Минск: Красико-Принт, 2008. - 176 с.
  50. Сазонова, С. Н. Опыт и перспективы медико-психолого-педагогического сопровождения проблемного ребенка в службе ранней помощи в условиях дошкольного учреждения / С. Н. Сазонова // Дефектология. - 2008. - № 2. -
  51. Семаго, М. М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: методическое пособие / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. - М.: АРКТИ, 2005. -128с.
  52. Словарь-справочник по социальной психологии под ред. В. Красько. - СПб.: Питер, 2003. - 416 с.
  53. Смирнова, Т. В. Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания / Т. В. Смирнова // Интегративные тенденции в медицине и образовании : сборник научных статей. Том 2. - Курск: ЮМЭКС, 2017. - С. 100-105.
  54. Снитко, Т. В. Социально-психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего, оказавшегося в социально опасном положении / Т. В. Снитко // Сацыяльна- педагагiчная работа. - 2006. - № 4. - С. 43-48.
  55. Ткаченко, И. В. Психолого-педагогическое сопровождение гендерного психосексуального развития младших школьников / И. В. Ткаченко // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2007. - № 4. — С.16-36.
  56. Трус, И. Модель социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характера / И. Трус // Воспитание школьников. - 2003. - № 3. - .
  57. Федотова, А. Медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка / А. Федотова, И. Крынцылова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 8. - С. 18.
  58. Фролова, Н. С. Служба сопровождения в общеобразовательной школе / Н. С. Фролова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 5. - С. 60-62.
  59. Ходанович, Ю. Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей в приемных семьях / Ю. Г. Ходанович // Сацыяльна-педагапчная работа. - 2006. - № 4. - С. 48-53.
  60. Шипицына, Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л. М. Шипицына, А. А. Хилько, Ю. С. Галлямова [и др.]; под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2003. -240с.
свернуть