Результаты инновационной деятельности

В рамках проектной деятельности был создан следующий проектный продукт:

1. Фильм, отражающий основные направления работы и результаты реализации проекта

   https://disk.yandex.ru/i/ZyybxfaI7oPb1Q

 

2. Разработан мониторинг «Уровень навыков социального взаимодействия обучающихся центра» 

 

3.Презентация опыта взаимодействия в рамках проектной деятельности

https://disk.yandex.ru/i/0RQVIn72-hut6g

 

4. Конспекты и сценарии мероприятий:

         

 

            2.1 Для обучающихся

            2.2 Для законных представителей обучающихся (родителей)

            2.3. Для педагогов

Мероприятия для обучающихся

Мероприятия для законных представителей обучающихся (родителей)

Мероприятия для педагогов

Содержание

Проблемный семинар "Организация образовательной среды для детей с ОПФР в учреждениях общего среднего образования»

История Тедди

Методический ринг «Инклюзия «ЗА» и «ПРОТИВ»

Творческая гостиная «Мир особенного ребенка»

Мероприятие для молодых педагогов, приуроченное ко Дню народного единства

Круглый стол «Взаимодействие - путь к инклюзии»

Большая психологическая игра «Цвет моей души»

БПИ. Понедельник

БПИ. Вторник

БПИ. Среда

БПИ. Четверг

БПИ. Пятница

Неделя психологии

Настрои 

Доклад «Создание адаптивной образовательной среды для обучающихся с расстройствами аутистического спектра»

Доклад «Опыт проведения инклюзивных мероприятий в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

Доклад «Расширение социального опыта детей с ТМН путём участия в «инклюзивных» экскурсиях»

 

свернуть

Информационная карта опыта реализации инновационного проекта

 

Тема инновационного проекта: «Внедрение модели формирования толерантности участников образовательного процесса через организацию продуктивного взаимодействия с детьми с особенностями психофизического развития»

Сроки реализации: 2019 — 2022 гг.

Адрес опыта: государственное учреждение образования «Вилейский районный центр коррекционно- развивающего обучения и реабилитации»

Ф.И.О. руководителя учреждения образования: Клемячиц Светлана Святославовна

 

Характеристики опыта

Описание характеристик опыта

    1.  

 

Автор опыта

Ардяко Ольга Александровна, учитель

    1.  

 

Актуальность опыта реализации проекта

 

Реализованный инновационный проект носит актуальный характер, так как одним из направлений работы с детьми с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) является их социальная адаптация и интеграция в общество.

К сожалению, в социуме существуют достаточно стойкие социальные стереотипы в отношении детей с ОПФР, особенно это касается детей с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии (далее — ТМН), что часто приводит к исключению их из различных аспектов социальной жизни. А это, в свою очередь, снижает качество формирования у них социальных компетенций.

В условиях изолированной обстановки достичь качественного и достаточного уровня развития социальных компетенций сложно, а в ряде случаев и невозможно. Дети с ОПФР часто не стремятся использовать новые навыки в имеющихся условиях; педагоги, в свою очередь, используют общепринятые методы и приёмы в работе с детьми без учёта их индивидуальных особенностей, особых индивидуальных образовательных потребностей; родители «особенных» детей замыкаются на своей проблеме, ограничивая круг своего общения;  субъекты с нормативным развитием не всегда видят и отмечают необходимость и важность выстраивания общения с ребенком с особенностями.

Для формирования положительного социального стереотипа в отношении лиц с ОПФР, формирования у них социальных компетенций необходима организация продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Именно в активной совместной деятельности возможно формирование подлинной толерантности, наработка навыков социального поведения, которые могут быть сформированы и автоматизированы только при условии ежедневной тренировки в реальных, или приближенных к реальным условиях. Поэтому для эффективной реализации проекта необходимо создание новых реальных ситуаций взаимодействия с учетом возможностей ребенка и условий функционирования учреждений образования на современном этапе.

    1.  

 

Идея проекта

 

Проект предполагает внедрение в образовательный процесс центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации модели формирования толерантности через организацию продуктивного взаимодействия детей с нормативным развитием с детьми с ОПФР; расширение сферы профессиональной компетентности педагогов общего среднего, специального и дополнительного образования по вопросам обучения и воспитания «особенных» детей; формирование партнёрских взаимоотношений законных представителей (родителей) детей с нормативным развитием и родителей детей с ОПФР.

Внедрение модели будет способствовать созданию оптимально благоприятных условий для раскрытия и развития личности детей с ОПФР; формированию у них навыков социального взаимодействия, формированию инклюзивной культуры у всех участников образовательного процесса; созданию позитивного образа ребёнка с ОПФР; формированию у педагогов толерантных способов и методов взаимодействия с детьми с ОПФР; повышению имиджа родителей детей с ОПФР.

4.

Результаты реализации проекта

 

Полученные результаты показали устойчивую положительную динамику в социальном развитии обучающихся центра. У них появилась возможность коммуникации в реальных ситуациях взаимодействия, что позволило расширить их представления об окружающем, способствовало их социально-эмоциональному развитию, формированию социально-адаптивного поведения. Дети стали более уверенными в себе. У них значительно расширился круг общения, постепенно выходя за рамки проводимых мероприятий; повысился уровень адаптации к новым ситуациям, снизилась тревожность, дети научились ждать, более адекватно вести себя в общественных местах.

Удалось повысить имидж родителей детей с ТМН. Большинство родителей из позиции «пассивного наблюдателя» перешли в позицию «активного партнёра». Среди родителей определились лидеры, которые смогли объединить родительский коллектив и направить их на достижение общих целей. Вырос уровень социальной активности родителей - 71% родителей принимает активное участие в работе центра (в 2019 году – 25%). Наиболее интересными формами работы стали: дни открытых дверей, совместные праздники и развлечения, выставки совместных работ родителей и детей, тренинги, работа родительского клуба. 86% родителей регулярно посещают родительские собрания (в 2019 году – 32%). Родители стали принимать более активное участие в благоустройстве территории центра, изготовлении пособий для занятий.

Была организована работа с педагогами района, работающими с детьми с ОПФР, по повышению их профессиональной компетентности, формированию у них инклюзивной культуры.

Педагоги общего среднего и дополнительного образования стали более уверенными во взаимодействии с детьми с ОПФР. При подготовке и проведении мероприятий они стали учитывать их особенности и возможности. Стали проявлять интерес к специальным методикам работы с «особенными» детьми (появились запросы об организации обучающих курсов по работе с детьми с ОПФР). По инициативе ЦКРОиР и при поддержке ООО «СК хайникс мемори солюшнс Восточная Европа» в 2022 году был организован цикл обучающих курсов для педагогов по работе с детьми с РАС.

У педагогов центра при стабильно высоком уровне умения работать в команде повысилась готовность к собственной и коллективной творческо-инновационной деятельности. Они стали более активны, инициативны, ответственны и самостоятельны в принятии решений и организации деятельности, что нашло отражение в качестве, вариативности и результативности проводимых мероприятий, повышении уровня социальных компетенций обучающихся.

Работа в проекте позволила значительно расширить сеть контактов не только с учреждениями образования, но и с другими учреждениями и предприятиями города, района, области, тем самым, расширив инклюзивное пространство для наших «особенных» детей. Появились новые партнеры, благодаря которым удалось улучшить адаптивную образовательную среду центра (ООО «СК хайникс мемори солюшнс Восточная Европа», государственное авиационное аварийно-спасательное учреждение «АВИАЦИЯ» Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ и др.)

Проектные продукты:

  1. Создан фильм, в котором представлены основные направления работы в рамках проектной деятельности, наиболее интересные и удачные формы работы (https://disk.yandex.by/d/9_pVuJ0GFoz4eQ).
  2. Разработан и апробирован бланк для определения уровня навыков социального взаимодействия обучающихся центра, включающий три основных компонента: сформированность представлений о социально значимом окружении, социально-адаптированное поведение, социально-эмоциональное развитие. В каждом компоненте определены критерии и показатели, разработана шкала оценивания и определены уровни сформированности навыков социального взаимодействия (Мониторинг «Уровень навыков социального взаимодействия обучающихся центра»  https://ckro.vileyka-edu.gov.by/files/01578/obj/110/15953/doc/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3.doc)
  3. Разработаны сценарии и конспекты мероприятий, проводимых в рамках проектной деятельности. Составлены сборники: «Родительская гостиная», «Мероприятия для педагогов», «Мероприятия для обучающихся».

5.

Представление опыта реализации проекта

Методические мероприятия

Районный уровень:

- Инструктивно-методическое совещание учителей — дефектологов Вилейского района, выступления: "Опыт проведения инклюзивных мероприятий в учреждении образования", Ардяко О.А.; "Организация и проведение инклюзивных экскурсий в учреждении образования" Боровая Т.И. (август, 2021);

- Районная научно-практическая конференция «Воспитание гражданственности и патриотизма - одно из важнейших направлений воспитательной и идеологической работы», выступление, Боровая Т.И. (январь, 2022);

- Районный семинар для учителей начальных классов интегрированного обучения и воспитания, «Создание условий для включения ребенка с особенностями психофизического развития в образовательный процесс на уроках совместного обучения», выступление «Создание адаптивной образовательной среды для обучающихся с расстройствами аутистического спектра», Ардяко О.А. (29.03.2022)

 

Областной уровень:

- Областной Фестиваль педагогических идей в специальном образовании, выступление «Расширение социального опыта детей с ТМН путём участия в «инклюзивных» экскурсиях», Клемячиц С.С. (апрель 2021);

- Областной семинар «Представление опыта реализации инновационного проекта, завершившегося в 2021/2022 учебном году», выступление, Ардяко О.А. (26.09.2022)

 

Республиканский уровень:

- Республиканский совет руководителей учреждений специального образования «Роль учреждений специального образования в реализации инклюзивных подходов в образовании лиц с особенностями психофизического развития», показ открытых инклюзивных мероприятий, Илькевич С.Р. (12 марта, 2020г);

- Заседание республиканского круглого стола для педагогических работников, участвующих в реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования толерантности участников образовательного процесса через организацию продуктивного взаимодействия с детьми с особенностями психофизического развития», выступление «Опыт проведения инклюзивных мероприятий в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», Ардяко О.А. (20.05.2021);

- Республиканский конкурс педагогического мастерства специалистов воспитательно-оздоровительных учреждений образования «Командная работа» в НДЦ "Зубрёнок", представлен опыт проведения инклюзивных спортивных соревнований "Все вместе" с участием обучающихся, выпускников центра, волонтеров, а также опыт работы с педагогами по формированию инклюзивной культуры (мастер-класс «Инклюзивный огород»), Боровая Т.И., Ардяко О.А., Хотянович С.В., Илькевич С.Р., Квачёнок В.Л. (август, 2021г.)

- Опыт социального партнёрства учреждения образования и организации негосударственного сектора в создании условий для развития творческого потенциала детей с ОПФР был представлен слушателям курсов повышения квалификации в ИИО БГПУ, Клемячиц С.С. (18.11.2021г)

Средства массовой информации:

    • Клемячиц, С.С. «Взаимодействие - путь к инклюзии» // Образование Минщины. – 2020. - №4. – 3-6
    • Анонсы проводимых инклюзивных мероприятий регулярно освещались на страницах местных СМИ.
    • Подготовлены материалы для публикации из опыта проведения инклюзивных мероприятий

6.

 

Распространение опыта реализации проекта

Предложенный опыт будет востребован специалистами, работающими с детьми с ОПФР, обучающимися в учреждениях общего среднего и специального образования.

Созданный фильм может быть использован в работе с педагогами общего среднего, специального и дополнительного образования для демонстрации наиболее интересных и удачных форм работы с детьми с ОПФР и их законными представителями.

Разработанные конспекты и сценарии мероприятий реальны, воспроизводимы, вариативны и могут быть использованы учреждениями общего среднего, специального и дополнительного образования.

Мониторинг «Уровень навыков социального взаимодействия обучающихся центра» , разработанный специалистами центра, может быть использован для определения уровня сформированности навыков социального взаимодействия детей с тяжелой и умеренной интеллектуальной недостаточностью.

 

 

свернуть
поделиться в: