Показатели понимания речи ребенком
- В начале 3-ей недели после рождения у младенца появляется сосредоточение на человеческом голосе. Действие речи взрослого так эффективно, что малыш перестает плакать, когда с ним говорят.
- В конце 4-ой недели на ребенка успокаивающе действует колыбельная, он выделяет голос человека из любых других шумовых раздражителей, отвечает на него специфическими реакциями - сосательными движениями.
- В конце 1 -го и начале 2-го месяца жизни колыбельная песня создает у ребенка положительное эмоциональное состояние.
- В конце 2-го месяца ребенок поворачивает голову в сторону говорящего с ним, улыбается ему; на разговор матери улыбка переходит в смех, со взвизгиваниями, легкими движениями рук и ног, малыш поворачивается лицом к матери.
- На 3-ем месяце, слыша речь взрослого, ребенок проявляет ликование, инициатива общения переходит к нему. Не видя источника звука, он прислушивается, прекращает плакать, перестает есть, слыша свое имя, поворачивается на звук человеческого голоса.
- В 3 месяца сосредотачивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним человека.
- В 4 месяца ребенок остро реагирует на человеческий голос, давая «комплекс оживления», сопровождающийся движениями рук и ног, разнообразной мимикой, голосовыми реакциями. Узнает хорошо знакомые голоса.
- В 5 месяцев отличает ласковую интонацию от сердитой.
- В 6 месяцев различает обращение взрослого к нему лично и к другим детям, движениями реагирует на свое имя, начинает понимать просьбы («Дай ручку», «Иди ко мне»).
- В 7 месяцев на вопрос « Где?» ищет взглядом и находит предметы, находящиеся на их обычных местах.
- На 8-ом месяце жизни ребенок начинает реагировать на ритм интонацию, звуковой рисунок слова, различает имена взрослых, поворачивает к ним голову, живо реагирует на эмоциональную игру с речью (например, прятки).
- В 8 месяцев понимание речи проявляется в различных ситуациях: в процессе одевания («Дай ручку»), кормления («Открой ротик»), во время игры (« Бросил, бах!»).
- В 9 месяцев ребенок усваивает значения 8 - 10 слов, произносимых взрослым, продолжает участвовать в действияхчерез речь: « Бери чашку!» По просьбе взрослого « Дай» раскрывает ладонь в дающем жесте, выпускает предмет из рук при слове «упал» или « бах», кладет игрушку на стол при слове «положи», умеет выполнять двух- и трехкратные действия по слову взрослого («Найди собачку и дай мне»).
- В 10-11 месяцев - понимает имена людей и названия окружающих предметов, выбирает по требованию взрослого предмет из ряда других (« Дай куклу, собачку и т.д.»). Ребенок воспринимает целую фразу и дает ответную реакцию, например на вопрос «Куда ушла мама?» или «Где часы?» следует указательный жест с произнесением слова.
- 12 месяцев. Начинает ходить и в действиях выполнять инструкции взрослого: «Иди сюда, встань, держись, подними ножку». В понимаемой речи появляются первые обобщения (на вопрос « Где киса?» приносит любую кошку: пластмассовую, резиновую и др.).
- 1г. 1 мес. Понимает изображения отдельных предметов, действий по картинкам, вопросы : « Где мячик, покажи?», «Что делает девочка на картинке?». Развивается активный интерес к окружающему, к картинкам. Он приносит по словесной инструкции предметы, передает предмет другому человеку; эмоционально выражает свое согласие и отказ при выполнении поручений взрослого.
- 1 г. 3 мес. Появляется совместная игра с игрушками, которую организует взрослый с помощью словесной инструкции. Ребенок понимает названия окружающих предметов и действий, названия некоторых качеств предмета(большой, маленький, хороший, плохой).
- 1 г. 4 мес. Понимает смысл простых, часто повторяющихся инструкций: «Будем кушать», «Пойдем гулять», «Возьми ипринеси» и др.
- 1 г. 6 мес. - 1 г. 8 мес. Происходит быстрый скачок в развитии понимаемой речи. Ребенок понимает несложный сюжет картинки.
- 1 г. 9 мес. - 1 г. 11 мес. Малыш очень любит слушать сказки, песенки, стихи, достаточно хорошо различает слова, отличающиеся одним звуком (например, покажет, где усы, а где уши). Понимает речь о событиях, уже имевших место в его личном опыте, «Мы сегодня пойдем в гости к Мише, помнишь, у него есть большая машина».
- 2 г. 2 мес. Понимает рассказ без сопровождения его иллюстрациями и может ответить на вопросы, связанные с сюжетом рассказа или сказки.
- 2 г. 10 мес. Хорошо понимает речь окружающих. Понимает рассказ о событиях, которых не было в личном опыте («Осторожно, ты можешь обжечься, опрокинув чайник с горячей водой»).
Показатели развития активной речи
3 нед. - 1 мес. Появление крика, говорящего о голоде или боли, о сильном эмоциональном дискомфорте. В минуты физического напряжения ребенок кряхтит, издавая одиночные звуки «а», «э».
1-2 мес. Ребенок издает звуки в более спокойном состоянии. В ситуации игры с игрушкой умолкает, звуковые проявления непродолжительны.
На 3 - ем месяце появляется гуканье - короткие, тихие звуки; гуление -протяжные, певучие звуки; вскрики - короткие звуки, отличающиеся от гуканья силой, большим составом звуков и эмоциональной окраской. При «комплексе оживления» активно двигает ручками, ножками навстречу взрослому, мимика лица радостная, оживленная, улыбка, смех) произносит высокие и пронзительные звуки, с большим напряжением повторяя их много раз, взвизгивает.
На 4 - ом мес. Ребенок перекликается со взрослым на расстоянии, издает высокие, певучие звуки; звуки восклицания. В 4 месяца ребенок встречает приближение взрослого смехом, лепетом, эмоционально окрашенными звуками. Во время лепета малыш развернутой рукой может 15-20 и больше раз с силой ударять по кроватке; делает передышку и опять лепечет, стучит.
В 5 мес. Подолгу певуче гулит, в голосе появляются оттенки реакции на приятное и неприятное. Ребенок пытается повторить артикуляцию взрослого, но еще неосознанно. Постепенно ребенок начинает переходить от звукового лепета к слоговому, т.е. появляются слоги : ба - ба, ма-ма, па-па. Видя взрослого, ребенок старается схватить его за волосы, лицо, реагирует радостными звуками на приветливое лицо родных, может заплакать на строгий голос. Интересуется другими детьми, подражает их звукам.
В 6 мес. Произносит отдельные слоги, разные по интонации.
С 6 до 8 месяцев - отрезок времени для самостоятельной речевой деятельности, когда излишнее обращение взрослых может мешать ребенку. Подражая звукам взрослого, малыш внимательно смотрит на его лицо, молчит или беззвучно двигает губами, открывает и закрывает рот.
В 9 мес. Повторяет за взрослым слоги, которые встречались в лепете, и другие. Лепет сопровождает действия( например, игрушка упала, взрослый говорит « упала», ребенок повторяет «па»).
В 10 мес. Лепет становится средством общения с другими людьми.
К 11 мес. Появляются первые облегченные слова - обозначения: «ав-ав», «кис-кис», «не», «тетя», «дядя», «дай-дай» и др.
В 12 мес. Заканчивается подготовительный этап в развитии речи. Малыш произносит 8-10 слов, соотносит слово с предметом, может самостоятельно образовать до 25 слов, обозначающих предметы.
Около 12-13 мес. Появляется слово-фраза (например, ребенок говорит слово «мама» и показывает на ее новый наряд). В интонации появляются обращение, жалоба, радость, просьба. С появлением способности ходить у ребенка активно начинает развиваться речь.
1 г. 2 мес. - 1 г. 3 мес. Ребенок отвечает на вопрос при отсутствии предмета: «Хочешь молока?» - «Да, ням-ням». Словами и звуками сопровождает все свои действия, наблюдения, рассматривания изображений. В обществе других детей повторяет за ними слова, часто тем же тоном. Соединяет слова во фразы («Вова ам», «Вова кашу», «Ам кашу»). Создает из звуков различные звуковые комбинации. Пополняется запас звукоподражаний ( птица - «га-га», машина-«ту-ту», «би-би» и т.д.). В этот период ребенок любит рассматривать картинки в книжках, перелистывать страницы (« читать» ).
1г. 4 мес. Слова начинают носить обобщенный характер, например, говорит «ляля» на все куклы. Словарный запас составляет 30-40 слов.
1г. 5 мес. - 1 г. 6 мес. Особо заметных изменений в речевом развитии не происходит, но все же имеются некоторые особенности. Ребенок может одним и тем же словом обозначить разные предметы: «пи» - это чашка, чайник, пить; может переносить название одного предмета на другой, в чем-то схожий: «гага» - это все птицы или желтая птица и желтый чайник. В речи от 35 до 90 слов. Этот период называют автономным, но он имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка.
1 г. 6 мес. - 1 г. 7 мес. Речь начинает развиваться ускоренным темпом. Ребенок перестает тянуться к предмету, а обращается к взрослому с просьбой: «Мама, яблоко!», «Аня, шапка!»
1 г. 8 мес. - 1 г. 9 мес. Учится заменять облегченные слова правильными ( вместо «би-би» - «машина» и т. д.). В речи появляются слова из 2- 3 слогов. В словаре около 100-170 слов. Во фразе 3-4 слова («Собака бежит», «Мальчик катается», «Вика, сиди тут»). Ребенок рассказывает о прошлых событиях, любит присочинить к происшедшему.
1 г. 10 мес. Правильно называет собственные действия в игре. Начинает употреблять местоимения и прилагательные.
От 1 г. 10 мес. до 2 лет продолжает увеличиваться количество слогов в словах, которые доступны произношению малыша.
К 1 г. 11 мес. Речь детей особенно активна в играх с куклами, игрушками-животными. Например, ребенок может рассматривать игрушечную корову, трогать рога, хвост, уши, тут же трогать свои уши и все время рассказывать ей что-то, часто непонятное взрослому.
2 года. Задает вопросы типа «Что это?». Умеет ответить на поставленный вопрос. Запоминает много двустиший, концовки песенок и повторяет их.
2 года 2 мес. Задает вопросы типа «Где?», «Куда?», «Почему?».
2 года 3 мес. Употребляет многословные, хотя грамматически не совсем правильные предложения. Может по картинке рассказать взрослому.
2 года 4 мес. Задавая вопрос, ребенок знает, что каждая вещь, действие, качество имеет свое название. Например, показывая на утку, ребенок спрашивает: «Что это, гусь или утка?».
2 года 5 мес. С помощью речи планирует свою игру: « Я возьму кубики и построю дом».
2 года 6 мес. Употребляет простые предложения и начинает употреблять более сложные, с союзами, особенно при рассматривании сюжетных картинок.
2 года 7 мес. Легко запоминает стихи, песенки. Может установить причину и следствие явления: «Девочка плачет, потому что ручка болит», хотя по картинке этого не видно.
2 года 9 мес. В предложении употребляет почти все части речи.
2 года 10 мес. - 3 года. Речь понятна для всех и является средством общения с окружающими. Продолжается развитие фразовой речи.
(Информация предоставлена специалистом по оказанию ранней помощи Качан Т.Е.)