Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения
классов (групп) интегрированного обучения и воспитания
Перечень нормативных правовых документов и литературы по данному вопросу смотрите в пособии В.И.Олешкевич «Организация интегрированного обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития». - М. Издательский центр БГУ, 2015г. (стр.102 - 109).
При организации работы группы сопровождения необходимо руководствоваться инструктивно-методическим письмом «Об организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного и общего среднего образования в 2012/2013 уч. году».
По-прежнему актуальной остается проблема осуществления социально-педагогической поддержки и психологической помощи обучающимся с ОПФР в условиях образовательной интеграции. Многолетний опыт показывает, что лишь тесное взаимодействие администрации учреждения образования, социально-педагогической и психологической службы. педагогического коллектива и родителей ведет к достижению оптимального результата при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с ОПФР.
В учреждении образования по решению его руководителя может создаваться группа психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР. В состав группы сопровождения могут входить:
- представитель администрации, на которого возложена функция куратора образовательного процесса детей с ОПФР (руководитель группы);
- педагогические (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учителя, воспитатели, работающие с учащимися с ОПФР, педагог социальный) и другие работники учреждения образования.
В учреждениях образования, расположенных в сельской местности, возможно создание межшкольной (межрегиональной) группы сопровождения. Решение о создании такой группы принимает орган управления образованием, на территории которого расположены учреждения образования. В таком случае могут включаться специалисты опорных учреждений образования, ЦКРОиР, координирующего деятельность в сфере специального образования в регионе.
Деятельность группы сопровождения может быть направлена на выбор адекватных методов и приемов обучения, адаптацию учебных программ учреждений образования для обучающихся с ОПФР и другое.
На основе оценки состояния каждого ребенка с ОПФР и оценки динамики его развития и образования группа сопровождения на уровне дошкольного образования и на 1 ступени общего среднего образования может выступать перед ЦКРОиР инициатором пересмотра учебной программы и (или) учебного плана специального образования на уровне общего среднего образования, а также сроков обучения для учащихся с нарушениями зрения, и учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Своевременное внесение корректив в организационные и содержательные аспекты образовательного процесса позволит повысить качества специального образования. Определение содержания образования от конкретного ребенка создает оптимальные условия для его личностного развития, обучения, воспитания и в целом способствует повышению качества интеграции в обществе.
Непременным условием работы группы сопровождения должна стать активная работа по включению в образовательный процесс родителей детей с ОПФР и их семей. Эффективность интегрированного обучения основана на партнерстве родителей, учреждения образования и самого обучающегося с ОПФР. Законные представители должны принимать активное участие в обсуждении программы коррекционных занятий и посильное участие в реализации коррекционно-развивающей работы в условиях семьи. Семья – ближайшее постоянное социальное окружение ребенка. Семья, где живет и воспитывается ребенок с ОПФР, требует особой заботы и внимания. Работа с семьями может быть направлена на:
- просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии, гигиены детского возраста;
- получение ими научно-популярных знаний об отличительных особенностях детского организма;
- развитие умений наблюдать за ребенком, организовывать его разнообразную деятельность («семейные чтения», «семейные развлечения»);
- выбор сверстников для общения, совместных игр и прогулок;
- уважение даже в самых маленьких детях человеческой личности и соблюдение их прав;
- единство подходов к воспитанию со стороны матери, отца и другое.
Изучение особенностей внутрисемейного воспитания поможет членам группы сопровождения определить, если это необходимо, направления работы по коррекции детско-родительских отношений (достижение безусловного принятия ребенка матерью, повышение роли отца в его воспитании и др.).
Особое внимание необходимо уделять работе активному включению детей с ОПФР в жизнь школы во внеурочное время, организации волонтерского движения, планированию содержательной работы по предупреждению негативных моментов интеграции, формированию позитивного отношения к детям с ОПФР у сотрудников учреждения образования и родителей детей, не имеющих особенностей психофизического развития.
Деятельность группы сопровождения может отражаться в:
- годовом плане работы группы психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР;
- индивидуальных картах психолого-педагогического сопровождения (на каждого обучающегося с ОПФР);
- рабочих материалах заседания группы (вопросы, рассматриваемые на заседаниях, охват обучающихся с ОПФР, периодичность проведения заседаний, аналитические материалы результативности работы группы).
Каждый член группы сопровождения должен соблюдать профессиональную этику, не распространять сведения, полученные в результате изучения индивидуально-типологических особенностей ребенка, консультативной работы или других видов деятельности, если это может нанести вред ребенку с ОПФР или его семье.
Предлагаем вашему вниманию для ознакомления и использования в работе примерную модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в учреждениях дошкольного и общего среднего образования.
I раздел
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦКРО и Р ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.
ЦЕЛЬ: определение оптимальных организационно-педагогических условий образовательного процесса по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания.
№
|
Направления деятельности ЦКРОиР
|
Содержание деятельности
|
Сроки исполнения
|
1
|
Обследование ребенка в ЦКРОиР командой специалистов психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
|
- Составление заключения ЦКРОиР по результатам обследования ПМПК.
- Определение программы обучения и образовательного маршрута ребенка в соответствии со структурой выявленного нарушения, его познавательными возможностями.
- Согласие законного представителя с заключением ЦКРОиР.
- Занесение сведений о ребенке в районный банк данных детей с ОПФР Вилейского района.
|
В течение
года
|
2
|
Прогнозирование сети интегрированных классов (групп) в учреждениях образования
|
- Составление аналитической информации об организации интегрированного обучения в учреждениях образования (к-во уч-ся с ОПФР, классов полной и неполной наполняемости, учреждений образования, где необходимо открыть классы (группы) интегрированного обучения.
- Изучение запросов родителей.
- Собеседование (возможно в ходе посещения) с администрацией учреждений образования по вопросам организации интегрированного обучения, возможности для трудового обучения в данном учреждении.
- Кадровое обеспечение.
- Предметно-пространственная среда.
- Безбарьерная среда.
- Рациональное комплектование классов (групп).
- Составление предварительной тарификации.
|
Май - июнь
Июнь
|
3
|
Утверждение сети специальных групп, классов (групп) интегрированного обучения и воспитания.
|
- Подготовка информации в планово-экономический отдел образования, спорта и туризма.
- Подготовка информации для приказа “Об организации образовательного процесса детей с ОПФР в учреждениях образования Вилейского района.
|
Июнь
Август-сентябрь
|
4
|
Совместная работа с администрацией учреждения образования
|
- Согласование учебных планов.
- Собеседование с администрацией учреждения образования по организационным вопросам.
- Согласование графиков выезда специалистов
ЦКРОиР в учреждения образования.
|
Август
Сентябрь
Сентябрь
|
5
|
Совместная работа с каждым учителем-дефектологом интегрированного класса (группы), специальной группы
|
- Знакомство учителя-дефектолога с контингентом учащихся.
- Знакомство с квалификацией физических и (или)психических нарушений (в заключении
ЦКРОиР) каждого ребенка.
- Выяснение проблемного поля деятельности учителя-дефектолога с данным интегрированным классом (группой).
|
Сентябрь
|
6
|
Консультативная работа с педагогами
|
- Обеспечение учебниками и учебными пособиями.
- Оформление документации.
- Выездное коррекционно-педагогическое консультирование специалистами центра (по запросам).
|
Сентябрь
Сентябрь
В течение года
|
7
|
Методическая работа
|
- Районные семинары-практикумы, тренинги, педагогические чтения, педагогические мастерские, круглые столы.
- Открытые уроки, коррекционные занятия, целевые взаимопосещения (в рамках МО).
- Обобщение опыта работы.
- Разработки памяток и методических рекомендаций.
- Проведение смотров-конкурсов.
- Организация методической копилки.
- Отчеты учителей по самообразовани.
- Консультирование молодых и начинающих специалистов.
|
В течение года
|
8
|
Консультативная работа с родителями
|
- Проведение консультаций, бесед, круглых столов.
- Составление информационных памяток, буклетов.
|
Июнь
|
9
|
Аналитическая деятельность
|
- Анализ организации работы классов (групп) интегрированного обучения по итогам года
|
Июнь
|
II раздел
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ КОМПЛЕКСНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОПФР
(группа психолого-педагогического сопровождения)
ЦЕЛЬ: создание в учреждении образования адаптивной среды для ребенка с особенностями психофизического развития.
№
|
Примерное содержание деятельности
|
Срок выполнения
|
1
|
Собеседование администрации ГУО с директором ЦКРОиР по вопросам организации образовательного процесса детей с ОПФР
|
Август
|
2
|
Согласование учебных планов.
|
Август
|
3
|
Приказ по учреждению образования об организации обучения детей с ОПФР.
|
Не позднее
1 сентября
|
4
|
Изучения нормативных правовых документов и распорядительных актов по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОПФР.
|
Сентябрь
|
5
|
Приказ по учреждению о создании группы ППС (обязательно)
|
На 1 сентября
|
6
|
Утверждение годового плана группы ППС
|
Сентябрь
|
7
|
Изучение индивидуальных материалов на каждого ребенка с ОПФР (заключение, рекомендации, психолог-педагогическая характеристика)
|
Сентябрь
|
8
|
Базовая диагностика специалистами сопровождения ребенка с ОПФР (диагностика социальной среды, педагогическая, психологическая, медицинская диагностика, диагностика семьи)
|
Сентябрь
|
9 |
Заполнение диагностических карт психолого-педагогического сопровождения на каждого ребенка с ОПФР
|
Сентябрь |
10 |
Составление и ведение индивидуальных карт психолого-педагогического сопровождения
|
Сентябрь |
11
|
Проведение плановых заседаний группы ППС (форма проведения – на усмотрение специалистов. может быть, например, как мини-консилиум).
|
Не реже 1 раза в четверть
|
12
|
Промежуточная оценка эффективности образовательного процесса каждого учащегося (воспитанника) с ОПФР:
- по отдельным учебным предметам,
- по направлениям работы специалистов группы сопровождения (социум, личностное развитие, межличностные взаимоотношения в семье, в среде сверстников и др.)
|
Не реже 1 раза в четверть
|
13
|
Профориентационная работа с учащимися с ОПФР
|
В теч. года
|
14
|
Патронатное сопровождение выпускника с ОПФР
|
В теч. 2-х лет
|
15
|
Анализ работы группы ППС
|
Май-июнь
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
|
1
|
Разъяснение родителям идеи совместного обучения. Формирование толерантности (родительские собрания, тренинги, мероприятия, конкурсы, выставки и т.д.)
|
В течение года, по плану
|
2
|
Организация индивидуальной работы с родителями детей с ОПФР (посещение семьи на дому, индивидуальные беседы и консультации, привлечение родителей к участию в подготовке и проведении воспитательных мероприятий, анкетирование и т.д.)
|
В течение года
|
3
|
Организация коллективных форм работы с родителями (родительские собрания, родительская школа, педагогическая гостиная, лектории, семинары, вечера вопросов и ответов и др.)
|
В течение года
|
4
|
Организация интерактивных форм работы с родителями с целью повышения эффективности воспитательного воздействия на ребенка с ОПФР, укрепление веры в себя, как компетентного родителя (психологические тренинги, терапевтические родительские группы, родительский клуб, коррекционные занятия в системе «ребенок-родитель-специалист»)
|
В течение года
|
5
|
Организация просветительской работы с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей, оказания помощи в овладении родителями психолого-педагогической культурой построения взаимоотношений с детьми (семинары, педагогические чтения, лектории, информационные бюллетени ,дни открытых дверей, анализ видеоматериалов, наблюдение, родительские уголки, папки-передвижки, выставки, обмен литературой, обмен опытом и т.д.)
|
В течение года
|
Приложение 6
к Методическим рекомендациям по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания
Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения
_________________________________________________________
(Фамилия, имя ребенка, класс (группа), дата рождения)
обучающегося по учебному плану __________________________________________________________
Выявленные
проблемы, трудности
|
Причины
|
Цель работы
(результат, который хотим получить)
|
Мероприятия по достижению поставленной цели
|
Сроки
|
Ответственные за выполнение
|
Примечания
(отметка о выполнении, замечания)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Участники группы психолого-педагогического сопровождения: ___________________________________
Примечание:
- индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения разрабатывается на заседании группы психолого- педагогического сопровождения на основе диагностической карты психолого-педагогического сопровождения;
- в случае необходимости по каждой из выявленных проблем разрабатывается отдельный план мероприятий