Как говорить с родителями о ПМПК?

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами поговорим о том, как построить разговор с родителями неуспевающего ребёнка, способствуя посещению ими психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Этот непростой вопрос часто задают себе педагогические работники и администрация учреждения образования. Обследование ребенка на ПМПК является тяжелым эмоциональным стрессом и для родителей, и для ребенка. Это объясняется рядом причин: фактор неизвестности, возможная смена образовательного маршрута, социальные последствия, связанные с решением комиссии, сама процедура обследования, когда все сферы личности ребенка подвергаются внимательному изучению – все это и многое другое, безусловно, является серьезной психологической нагрузкой для ребенка и родителей.

Родители, как правило, оказываются неподготовленными к данной ситуации, чувствуют свою беспомощность и растерянность. В сложившейся ситуации они начинают использовать все доступные им средства и возможности с целью опровергнуть тот факт, что их ребенок не такой, как все, и доказать обратное. Многие родители переживают главным образом из–за того, что их ребенку будет поставлен диагноз, боятся оценки окружением того факта, что их ребенок отстает в развитии (особенно если ребенок отстает в интеллектуальном развитии). В наиболее сложных случаях (когда проблемы обучения и поведения достаточно выражены) у родителей может возникнуть даже страх: не отправят ли их ребенка в какую-нибудь специальную школу. Начинают формироваться негативные, настороженные чувства по отношению к окружающим людям и специалистам сфер здравоохранения и образования. Это в свою очередь приводит к отказу родителей от сотрудничества со специалистами.

Давайте представим ситуацию, с которой вы можете столкнуться в своей практике. Мы предлагаем Вам простой алгоритм, следуя которому, вам удастся заручиться согласием родителей или законных представителей ребёнка на обследование ПМПК.

Вот примерное содержание беседы с мамой неуспевающего ребенка.

Удачным началом разговора будет сообщение маме о результатах освоения образовательной программы, психологической диагностики и обследования речевого развития.

«Здравствуйте, Мария Ивановна. Ваш сын Петя испытывает трудности при усвоении школьной программы, на уроках не организован, рассеян, часто приходит школу с невыполненным домашним заданием, в случаи неудач в обучении «плаксив». Я часто занимаюсь с ним дополнительно, мы анализируем пройденный материал, делаем работу над ошибками, но, к сожалению, результаты практически «нулевые» …

По данным обследования учителя-дефектолога у ребенка наблюдаются нарушения фонематического слуха, не различает звонкие- глухие согласные. Низкое развитее грамматического строя речи. Оптическая дисграфия в письме. Трудности зрительного различения и написания близких по начертанию букв.

По данным обследования педагога - психолога, мотивация к учебе у ребенка на слабом уровне. У Пети плохо развита слуховая память. С одноклассниками не общается, замкнут. Школа в свою очередь прилагает все усилия для того чтобы помочь вашему ребенку освоить программу общего среднего образования, но результат Вы сами видите. И Вы можете помочь своему ребенку если посетите психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), специалисты которой смогут дать независимую оценку возникших школьных трудностей»»

По невербальным признакам можно оценить отношение мамы ко всему сказанному: скрещенные ноги, руки говорят о том, что человек воинственно настроен, абстрагируется от всего сказанного, жует жвачку - говорит о ее безразличие к данной ситуации, о непонимании значимости происходящего.

Продолжая беседу: «Мария Ивановна, не переживайте! По результатам посещения возможны два варианта развития событий.

Первый – Вам скажут, что у ребёнка есть все способности и все возможности для того, чтобы осваивать образовательную программу в полной мере. Тогда Вам выдадут соответствующее заключение, которое Вы предоставляете в школу. Ребенок продолжает осваивать программу общего среднего образования, а справляться со школьными трудностями придется Вашему ребенку при активной Вашей помощи.

Второй – Вам скажут, что у ребёнка, например, плохо развита память, проблемы с вниманием, нарушен фонематический слух, нарушено произношение и др. Специалисты ПМПК дадут Вам заключение о том, что Ваш ребенок испытывает трудности в обучении и нуждается в организации обучения с учетом индивидуальных особенностей и в необходимости создания специальных условий для получения образования (интегрированный класс). Это не приговор! Вы будете продолжать обучаться в своей школе. Ваш ребёнок будет учиться наравне со всеми, только программа, которую он будет осваивать, будет соответствовать его возможностям. Вы, как законный представитель ребенка, имеете право согласиться или не согласиться с данными рекомендациями (письменно).

Таким образом, наше предложение пройти обследование ПМПК направлено лишь на то, чтобы облегчить Вашему ребёнку обучение в школе»

Позитивные моменты обследования ПМПК для Вашего ребенка.

«Первый «+» заключается в том, что ребёнка смотрит ряд специалистов: учителя-дефектологи, психологи и пр. Может быть, они обнаружат что-то новое, чего не смогли определить педагогические работники школы. Более того, они сразу дают Вам рекомендации по дальнейшему обучению и воспитанию ребёнка.

Второй «+» - это то, что Вы присутствует во время обследования, можете наблюдать за поведением своего ребенка, задавать вопросы членам комиссии. И выслушав членов ПМПК, Вы письменно соглашаетесь (или не соглашаетесь) с данными ими рекомендациями. Последнее слово остается за вами.

Третий «+» - Ваше письменное согласие (не согласие) передается в учреждение образования, в котором будет организовано обучение для вашего ребенка согласно заключению ПМПК.

Важным моментом в подобных разговорах является ваш настрой, уважаемые коллеги. Наша с вами задача – не решать судьбу ребёнка (ответственны за это родители), а предлагать возможности, которыми могут воспользоваться, а могут и нет. Будьте готовы к любому ответу.

Ваша работа – это тяжёлый труд, который не всегда виден сразу, который не всегда приносит положительные плоды, но который нужен и важен для всех без исключения: и для детей, и для их родителей. Будьте спокойны и уверенны. Ваш профессионализм – это щит от негативных эмоций и неприятных ситуаций, который всегда с вами.

Успехов в работе, коллеги!

Информацию подготовили специалисты ПМПК

 

 

 

 

 

 

поделиться в: